В главе шестой мы показали, что закономерности научного познания проявляются и в процессе обучения, хотя и в особой форме, и потому марксистско-ленинская теория познания, раскрывшая закономерности научного познания, является методологической основой построения содержания и методов обучения любому предмету, в том числе и химии.

Под методами учебно-воспитательной работы в советской школе следует понимать пути и способы, посредством которых учитель передает учащимся научные знания, познавательные и трудовые умения и навыки, организует самостоятельную работу учащихся, включает их в общественно-практическую деятельность по строительству коммунизма, осуществляет коммунистическое воспитание, а ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, приобретают привычку трудиться и соединять физический труд с умственным, вырабатывают в себе черты человека коммунистического общества.

В обучении химии в настоящее время применяются следующие методы, которые разделяются на три группы, исходя из того, что служит источником познания в процессе обучения (см. табл. 4).

Методы научного познания зависят от состояния научного знания, порождаются его результатами. Итоги научного познания переходят в метод, если ими сознательно пользуются при исследовании новых явлений. В. И. Ленин сочувственно относился к определению научного метода философии, данного Гегелем, а Гегель определял его как форму внутреннего самодвижения ее содержания.

В обучении, как и в науке, методы определяются содержанием образования. Зависимость метода обучения от содержания его хорошо раскрыта П. Н. Груздевым:

Таблица 4

Методы учебной работы школы

Главный источник познания

Название методов

I. Группа словесных методов

Устная и письменная речь

Словесное изложение: объяснение, рассказ, лекция. Беседа. Письменное изложение. Чтение, работа с книгой

II. Группа наглядных методов

Предметы, явления и процессы действительности и их изображения

Демонстрация учителем раздаточного материала, опытов и наблюдение их учащимися на уроке. Экскурсии. Длительные наблюдения на производстве Демонстрация учителем и восприятие учащимися таблиц, кинофильмов, диапозитивов, географических карт, моделей и других плоскостных и объемных пособий

III. Группа практических методов

Практическая деятельность учащихся

Эксперимент и практические занятия в кабинете, лаборатории, на учебно-опытном участке, на предприятии, самостоятельно выполняемые учениками Планирование, проектирование, конструирование, разработка рационализаторских предложений, изготовление приборов и моделей, опытничество в производстве и другие творческие организационно-технические работы Решение химических задач Составление тезисов, конспектов, докладов. Выполнение различных практических упражнений.

«...задача обучения в сущности едина: усвоить знания так, чтобы овладеть ими. Овладение знаниями включает использование знаний, как метода, как оружия практической деятельности» (П. Н. Груздев, Вопросы воспитания и обучения, изд. АПН РСФСР, М., 1949, стр. 124).

Методы обучения — форма внутреннего самодвижения содержания обучения и образования; характер их изменяется по мере овладения учащимися новыми знаниями; главные и решающие изменения в развитии содержания учебных предметов обусловливают главные и решающие изменения в методах передачи и усвоения их.

На каждой новой стадии обучения при словесном изложении, эксперименте, решении задач и других методах учитель и учащиеся пользуются новыми понятиями, более глубокими теоретическими воззрениями, формами химического языка, более широкой системой химических фактов для усвоения новых химических знаний. В связи с этим изменяются словесное изложение, эксперимент, решение задач и другие методы на каждой стадии обучения химии. Поэтому нельзя подходить к методам как к внешним, безразличным к содержанию формам, не изменяющимся от познавательного опыта учащихся, механически без изменений накладывающимся на любое содержание в любой момент обучения. Методическое мастерство учителя зависит от овладения им современным содержанием и методами науки.

Давая излагаемым научным фактам марксистско-ленинское, диалектико-материалистическое истолкование, учитель вооружает учащихся правильными научными понятиями и идеями. Пользуясь этими понятиями и идеями при сообщении новых знаний, учитель постепенно формирует научное мировоззрение учащихся. Вот почему для успеха воспитания в процессе обучения учителю так важно постоянно изучать марксистско-ленинскую теорию и все лучше овладевать идейным содержанием преподаваемого учебного предмета.