История образования показывает, что методы учебно-воспитательной работы школы изменяются под влиянием требований, обусловленных развитием производства, техники, науки и культуры. Новые требования вызывают прежде всего изменение задач и содержания учебно-воспитательной работы школы, а изменившиеся задачи и содержание воспитания и образования вызывают дальнейшее развитие методов обучения и воспитания.

Вступление нашей страны в период развернутого коммунистического строительства предъявило новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Эти требования вызвали изменение задач и содержания образования, а изменение задач и содержания — необходимость дальнейшего усовершенствования методов обучения.

В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» дано общее направ- ление к перестройке методов обучения. Методы обучения должны быть изменены «в сторону всемерного развития самостоятельности и инициативы учащихся. Следует повысить наглядность обучения, широко использовать кино и телевидение и т. п., преодолеть абстрактность в преподавании основ наук и производства. Особенно важно широко развить в школах техническое изобретательство, работу учащихся по созданию новых приборов и моделей, технических устройств, сельскохозяйственное опытничество».

До последнего времени в практике преподавания химии бы ли широко распространены главным образом словесные методы обучения, в меньшей степени наглядные, а практические методы не нашли надлежащего использования. В процессе обучения химии мало применялось кино и совершенно не использовались радио и телевидение. Не находили необходимого распространения различного вида самостоятельные творческие работы учащихся — изготовление приборов, технических моделей и т. д. Не обращалось должного внимания на развитие активности учащихся на занятиях. Самостоятельная работа учеников проводилась в крайне небольших размерах. Все это породило вербализм, а он привел к появлению формализма и догматизма в обучении химии во многих школах.

Однако из того, что сказано было выше, совсем не следует, что надо сломать сложившуюся систему методов обучения. Ее необходимо сохранить, но усовершенствовать, учитывая новые задачи и содержание образования, большой удельный вес трудового обучения и воспитания в учебных планах школы. Следует ограничить применение словесных методов, но усилить применение наглядных и еще больше практических методов. Нельзя превозносить один метод за счет другого. Важны все методы, каждый в свое время и на своем месте. Применяя все многообразие методов, следует так сочетать их в учебной работе, чтобы наиболее успешно, при экономном расходовании времени и средств, осуществлять новые задачи школы. Надо добиваться, чтобы учащиеся овладевали методами науки и практической производственной деятельности, так как это важно в системе средств подготовки молодежи к жизни и труду. Необходимо значительно активизировать учащихся в обучении, значительно увеличить объем самостоятельных работ. Надо принять меры к тому, чтобы все методы развивали у учащихся наблюдательность и логическое мышление, воспитывали у них пытливость, инициативу, самостоятельность, творческий подход к делу и коммунистическое отношение к труду, вооружали учеников навыками самообразования, укрепляли связь школы с жизнью, с практикой коммунистического строительства, содействовали улучшению идейно-политического воспитания учащихся.