В целях улучшения подготовки учащихся к жизни необходимо уделить большое внимание также развитию речи учащихся. Речь учащихся должна быть адекватна мысли, лексически, синтаксически и орфоэпически правильной, конкретной и логичной.

Чтобы развивать речь учащихся, учитель должен разъяснить содержание слов, которые уже применяют учащиеся; обогащать учащихся знаниями, формируя новые представления и понятия, так как сообщение новых знаний, сознательное и прочное усвоение их является решающим фактором развития мышления и речи учащихся; своевременно давать учащимся новые термины и определения; правильно произносить слова и предложения и учить этому учащихся; показывать правильное написание слов и требовать правильного написания их от учащихся; в отдельных случаях разъяснять учащимся происхождение терминов; грамматически правильно строить свою речь и требовать этого от школьников; применять правильные обороты речи, характерные для языка и пригодные для яркого выражения соответствующих мыслей данной науки и требовать этого от учеников; не применять жаргонных слов и фраз, имеющих хождение, и требовать, чтобы учащиеся не применяли их; добиваться адекватности своей речи соответствующим мыслям и учить этому учеников; строить мысли логично, конкретно, точно, полно, красиво, выразительно и приучать к этому учащихся.

Другими словами, основной предпосылкой развития речи Учеников является овладение в единстве знаниями и языком и правильное употребление языка и учителем, и учащимися. Учитель химии должен владеть грамматикой русского языка и умело пользоваться ею для анализа речи учащихся.

Важнейшими приемами развития речи учеников в процессе обучения химии являются описание изучаемых веществ и их превращений, формулирование связей и отношений между ними и законов, управляющих ими; монологическое изложение содержания понятий с приведением примеров (по определенному плану и без такового); решение разнообразных задач, требующих широкого привлечения научных знаний, объяснение их с точки зрения известных учащимся теоретических положений, требующих рассуждения, доказательства и обоснования. Все эти виды работы расширяют активный словарь учащихся.

Большое значение для развития речи имеет также обучение чтению учебников, научно-популярных книг, хрестоматий до химии, которое обогащало бы учащихся мыслями и в связи с этим новыми словами и фразами, входящими в произвольную продуктивную речь учащихся.

Говоря о развитии речи учеников, нельзя забывать, что психология различает речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную, диалогическую и монологическую, продуктивную и рецептивную, подготовленную и неподготовленную. Каждый из этих видов речи имеет свои особенности, на которых здесь мы не можем останавливаться. Необходимо развивать все виды речи, а также переходы от одного вида к другому: от рецептивной к внутренней, от внутренней к внешней (как диалогической, так и монологической, как устной, так и письменной). Затруднения в выражении мыслей, испытываемые учащимися, происходят не только потому, что мысль не созрела и что, формулируя мысль, ученик ее формирует, но и потому, что переход от внутренней речи, в форме которой протекает мышление для себя, к внешней речи — мышлению для других — часто сопровождается значительными трудностями.

Соединение систематического и последовательного изложения основ химии с наблюдением и опытом, одновременное обогащение мышления и языка учеников, пробуждение творческой речевой активности их является основным путем развития речи учащихся.

В основе наглядных методов обучения лежит непосредственное восприятие учащимися изучаемых предметов, явлений и процессов природы, общественной жизни, языка, искусства или плоскостных и объемных наглядных пособий, изображающих эти предметы и явления.

Наиболее распространенным видом наглядных методов является демонстрация учителем и наблюдение учащимися демонстрируемых объектов. Поэтому далее мы остановимся главным образом на вопросе о путях совершенствования метода наблюдения в школе.