Рассказы о производстве, сопровождаемые демонстрациями опытов, таблиц и фильмов, не могут заменить экскурсий, ибо все эти средства не дают непосредственного восприятия производства, а потому и не дают таких живых и ярких представлений, как экскурсии. Вместе с тем сочетание экскурсий с предварительным и последующим устным изложением, демонстрацией наглядных пособий и опытов дает хорошее знание приложений химии в практике коммунистического строительства.

Экскурсии — важное средство осуществления политехнического образования, укрепления связи обучения с жизнью.

Экскурсии представляют собой прекрасный путь привлечения в учебную работу материала коммунистического строительства. Показывая на экскурсиях примеры овладения передовой техникой, работу людей, усвоивших коммунистические формы труда, обращая внимание на большую организованность и четкость работы на социалистическом предприятии, мы проводим большую политико-воспитательную работу. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности и пытливости, т. е. тех качеств, которые имеют большое значение для воспитания человека, способного овладеть техникой.

Положительное влияние экскурсий на знания и мировоззрение учащихся не приходит само собой. Его надо достичь, соответствующим образом организуя и проводя экскурсионную работу.

За время обучения химии каждый учащийся должен посетить промышленные и сельскохозяйственные предприятия, где применяется химия. Надо использовать не только те места экскурсий, что указаны в программе по химии, но и металлообрабатывающие предприятия, где применяются химические процессы (ацетилено-кислородная и водородно-кислородная сварка и резка металлов, никелирование, меднение, хромирование и т. д.), стройки, склады минеральных удобрений, опытные участки для использования удобрений, хаты-лаборатории, лаборатории по агрохимии при РТС, сельскохозяйственные выставки и др.

Основными объектами, которые должны изучаться во время экскурсий на химические предприятия, являются следующие: 1) продукция, 2) сырье, 3) стадии, на которые расчленяется производственный процесс, 4) научные принципы переработки материалов на каждой стадии производственного процесса и техника ее выполнения (увеличение поверхности реагирующих веществ, применение оптимальных температур и давлений, применение катализаторов, осуществление непрерывного потока и противотока), 5) принципы устройства и работы главных аппаратов, 6) профессии рабочих и содержание их труда.

На экскурсиях по химии главное внимание должно уделяться изучению техники и технологии производственного процесса, а не экономико- статистическим вопросам.

Если учащиеся до этого были на другом производстве, то виденное там и здесь сравнивается, чтобы выделить общие принципы производства. На экскурсиях раскрываются большие возможности для осуществления связи с физикой, математикой, историей и другими предметами. Этими возможностями необходимо всякий раз пользоваться. Поэтому к разработке содержания экскурсий целесообразно привлекать преподавателей смежных дисциплин и проводить комплексные экскурсии.

На экскурсиях учитель демонстрирует производственные явления, разъясняет их сущность, а учащиеся наблюдают и усваивают знания о них. Своеобразием этих демонстраций в сравнении с демонстрациями в школе является то, что учитель в данном случае не властен изменять процессы и положение объектов, а должен вместе с учащимися приспосабливаться к ним. Таким образом, экскурсия — это демонстрация и разъяснение сущности объектов, которые не могут быть показаны в классе.

Химические процессы совершаются в закрытых аппаратах, и они скрыты от непосредственного наблюдения. В значительном количестве случаев процессы протекают тихо, хотя имеются процессы, совершающиеся с большим шумом (дробление, размол и т. д.). Это своеобразие объектов химического производства оказывает большое влияние на методические приемы проведения экскурсии.

Все процессы и аппараты изучаются до экскурсии путем демонстрации опытов, таблиц, коллекций, устных разъяснений и т. д. До экскурсии полезно также вооружить учащихся схемами производственного процесса и устройства аппаратов. Без этого они не смогут разобраться ни в процессах, ни в устройстве аппаратов.

Необходимо предупредить всех учащихся, в каких местах экскурсии объяснения будут напрасны вследствие шума, и разъяснить им, на что в этих местах обратить внимание, что наблюдать.

Из выше указанного ясно, что от подготовки экскурсий зависит успех всей экскурсии.

Получив разрешение на экскурсию и ознакомившись с предприятием, учитель определяет цель экскурсии и объем знаний, которые учащиеся должны приобрести на экскурсии. Критерием для определения объема знаний, которые должны получить учащиеся, является указанное выше содержание экскурсий.

После этого разрабатывается маршрут экскурсии. В соответствии с целью определяются все цехи на производстве, по которым пройдет экскурсия, все объекты, которые будут продемонстрированы учащимся, объем знаний, которые учащиеся должны при этом усвоить, и содержание наблюдений, которые они произведут. Это весьма ответственный момент подготовки- экскурсии.

Маршрут экскурсии составляется так, чтобы продолжительность ее не превышала двух часов, не считая времени, затраченного на переход или проезд от школы к заводу. Экскурсии, затягивающиеся по времени, очень утомляют учащихся. Необходимо предусмотреть, чтобы маршрут был безопасен и чтобы через час после начала экскурсии был перерыв для отдыха (сидя), а в конце экскурсии второй перерыв (тоже сидя). Маршрут экскурсии разрабатывается учителем при консультации инженерно-технических работников предприятия.

Чаще всего экскурсии проводятся работниками предприятия. Привлечение к проведению экскурсий инженерно-технических работников весьма желательно, но всякий раз им надо разъяснять, какую подготовку имеют учащиеся, какие знания учащиеся должны получить на экскурсии, по какому маршруту надо провести экскурсию, какой объем и характер объяснений следует дать во время экскурсии. Работники предприятия вследствие незнания школы дают на экскурсии материал, не учитывая того, как подготовлены учащиеся и что им надо изложить. Изложение ведут непонятным для учащихся языком, превращают экскурсию в лекцию на предприятии. Во время проведения экскурсии инженерно-техническими работниками учитель должен помогать им расставлять учащихся возле показываемых аппаратов, следить за дисциплиной и порядком. Если учитель хорошо знает производство, то лучше ему проводить экскурсию, пользуясь помощью сопровождающего инженерно-технического работника.

В подготовку учащихся к экскурсии входит: а) разъяснение им цели экскурсии; б) сообщение учащимся знаний, наличие которых необходимо для успеха экскурсии; в) приготовление чертежей и рисунков, которые облегчат наблюдение и изучение аппаратов на экскурсии; г) организация учащихся для экскурсии (сообщение маршрута экскурсии и техники безопасности, объявление тем для докладов учащихся по материалу экскурсии, рекомендация литературы для чтения на тему экскурсии, указание места и времени сбора экскурсантов и т. д.). Отдельному звену учащихся поручается подготовиться к тому, чтобы взять на предприятии образцы сырья, полупродуктов и продуктов (приготовить и взять с собой посуду с чистыми этикетками, мешочки и т. д.).

Большое внимание надо уделить разъяснению техники безопасности. Учащиеся предупреждаются об основных правилах поведения, специфичных для химического производства (в жидкости, пролитые на пол, ногами не ступать, аппаратов и сосудов руками не трогать, образцов без разрешения начальника цеха или мастера не брать).

Вся подготовительная работа должна быть проведена так, чтобы вызвать у учащихся интерес к экскурсии.

Если экскурсия хорошо подготовлена, она пройдет успешно. Необходимо только точно держаться маршрута и плана, не отвлекаться в сторону, не растягивать объяснения (они должны быть краткими), правильно расставлять учащихся перед демонстрированием объектов, соблюдать перерывы и следить за тем, чтобы учащиеся выполняли правила техники безопасности.

Итоги экскурсии подводятся несколькими способами.

Наиболее простым способом является обобщающая беседа, которая проводится в два этапа. На первом этапе учитель ставит перед учащимися такие вопросы, которые заставляют их рассказать все, что они видели, что узнали, и в том порядке, как проходила экскурсия. Вопросы ставятся так, чтобы учащиеся отвечали подробным и связным рассказом, например: «Расскажите, в чем заключается очистка печного газа на сернокислотном заводе и как она осуществляется». Во время беседы учащиеся пользуются наглядными пособиями (таблица ми, коллекциями и пр.). Кроме того, применяются схематические зарисовки отдельных объектов. На втором этапе ставятся вопросы, цель которых — проанализировать фактический материал, связать его с ранее изученным. Тут большое значение имеют вопросы, преследующие цель сравнить данное производство с производствами, изученными ранее. Кроме того, на этом этапе беседы учитель делает дополнительные разъяснения и сообщения (те, что нецелесообразно было делать на предприятии, чтобы не удлинить экскурсию).

Более сложным способом является урок-конференция. К нему учащиеся готовят в письменном виде доклады на порученные им темы, а также иллюстративные материалы (общую схему производства, схемы и модели аппаратов, коллекции и др.)- Из иллюстративного материала и письменных докладов организуется выставка. Выставка экскурсионного материала является способом наглядного показа проделанной работы и средством накопления учебных пособий для химического кабинета. Все надписи на рисунках, экспонируемых на выставке, делаются прямым плакатным шрифтом, чтобы легче было читать. В выборе красок, в планировке экспозиции материала необходимо советоваться с преподавателем рисования. Изготовленные таблицы будут служить наглядными пособиями при изучении этой темы в следующем учебном году.

Коллекции целесообразно делать с таким расчетом, чтобы впоследствии ими можно было пользоваться на уроке как раздаточным материалом. Поэтому для коллекций целесообразно иметь заранее изготовленные ящики, куда и помещать образцы, сопровождая их надписями. Для каждого образца или набора образцов одного и того же названия надо выделить свое место, которое следует надписать так же, как и образец. На крышках ящиков полезно приклеивать этикетки с указанием, на какой экскурсии и когда собрана коллекция и кем она изготовлена. Коллекции можно оформлять также на щитах.

До урока-конференции устраивается консультация для докладчиков, чтобы проверить материал докладов и иллюстрации к ним и дать указания по содержанию и оформлению их. Доклады рассчитываются на 8—10 мин.

(Урок-конференция начинается кратким вступительным словом учителя, а затем идут доклады учащихся, во время которых они демонстрируют свои экспонаты, пишут формулы и уравнения на доске и пользуются другими приемами для разъяснения развиваемых в докладе положений. После каждого доклада учащиеся ставят вопросы и делают поправки и дополнения к докладу. Урок-конференция заканчивается обобщающим словом учителя.

Урок-конференция производится или в счет учебного времени или во внеклассное время. Чтобы она проходила успешно, к подготовке ее надо приступать заблаговременно.