Когда в дополнение к экскурсиям представляется возможность организовать длительные наблюдения учащихся в производстве, учитель обязан всемерно использовать эту возможность. Длительные наблюдения в производстве являются важным средством осуществления политехнического образования, подготовки учащихся к жизни и труду.

Успех длительных наблюдений обусловливается наличием У учащихся понятной и доступной для них программы наблюдений, обстоятельностью предварительного и сопутствующего инструктажа по методике и технике наблюдения.

Программа наблюдений может охватывать или все основные стадии производства от сырья до готовой продукции, или только отдельные стадии производственного процесса. В том случае, когда намечается провести наблюдение на всех основных стадиях производственного процесса, программа будет состоять из такого количества частей, сколько взято стадий производства. Поэтому для методики длительных наблюдений в производстве главный вопрос — это составление программы наблюдений на каждой стадии, определение количества времени для наблюдения, разработка инструктивных указаний, определение характера фиксации наблюдений и отчета о них. Все это может быть сведено в инструкционную карту. Представление о такой карте дает помещаемая ниже инструкционная карта для наблюдения обжига колчедана на сернокислотном заводе.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ОБЖИГА КОЛЧЕДАНА НА СЕРНОКИСЛОТНОМ ЗАВОДЕ

Продолжительность наблюдения — 2 часа.

Предупреждения. Прежде чем проводить наблюдения: 1) ознакомьтесь по учебнику с сернокислотным производством; 2) придя на завод, получите подробные указания по технике безопасности; 3) ничего не делайте (например, не открывайте глазки печи) в отсутствии рабочего, не спросив его разрешения и не получив подробного разъяснения, как это делать; 4) если почувствуете недомогание, прекратите наблюдения, выйдите на воздух.

Программа наблюдения

1. Материалы и вещества, поступающие в печь.

2. Техника подачи материалов и веществ в печь.

3. Устройство печи.

4. Процессы, совершающиеся в печи.

5. Материалы и вещества, получающиеся в печи.

6. Техника эвакуации их из печи.

7. Контроль и регулирование производственного процесса.

8. Содержание труда аппаратчика.

9. Охрана труда аппаратчика.

10. Обработка материалов на предшествующей и последующей стадиях

Методика наблюдения

Сначала наблюдать, как измельчается колчедан и подается на верх печи, затем, как и где вводится воздух в печь. Если одна из печей ремонтируется, то ознакомьтесь с ее устройством. Теперь поднимитесь по лестнице на верх действующей печи и наблюдайте загрузку в печь колчедана. Через глазки наблюдать постепенное передвижение колчедана по полкам печи с помощью гребков. Обратите внимание на то, как поставлены на гребках зубья. Подметьте, сколько полок в печи; выясните, что происходит на каждой полке и почему колчедан передвигается сверху вниз, а воздух, наоборот, снизу вверх. Наблюдать, как приводится в движение вал, как производится выгрузка из печи огарка. Выяснить, как, куда и для чего направляется из печи печной газ, какой состав он имеет.

Фиксация наблюдений. Отчет

1. Для фиксации наблюдений использовать записи, зарисовки и собирание образцов колчедана и огарка.

2. Представить краткий письменный отчет с рисунками.

Инструкционные карты составляются учителем с участием работников производства.

До наблюдения на заводе ученики в классе под руководством учителя знакомятся с техникой и технологией производства и особенно с той стадией (или стадиями) его, которую (которые) будут затем наблюдать, знакомятся с техникой безопасности и с правилами поведения на заводе, подробно инструктируются относительно программы наблюдения, методики его, фиксации наблюдения и приготовления отчета, получают инструкционные карты и изучают их.

Приведя учащихся на завод, учитель расставляет их по рабочим местам, знакомит с мастером и рабочим, которые будут руководить наблюдениями учеников. Разумеется, инструкционные карты передаются рабочим и мастерам заблаговременно, чтобы они знали, как им руководить учащимися.

Во время наблюдений учитель проверяет работу учащихся, оказывает им необходимую помощь.

На заводе ученики делают зарисовки и записи, а письменные отчеты составляют дома. Учитель проверяет письменные отчеты и дает оценку работы учеников.