Работа, в процессе выполнения которой ученик активно применяет свои умственные и физические силы и которую он выполняет без учителя по собственной инициативе или по заданию и под руководствам учителя, называется самостоятельной работой.

Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР о перестройке школы, утвержденные Пленумом ЦК КПСС в ноябре 1958 г., требуют приложить усилия к тому, чтобы широко внедрить во все типы школ различные виды самостоятельной работы.

В опыте преподавания химии широко применяются следующие виды самостоятельных работ учащихся:

подготовка кратких устных ответов на вопросы учителя; решение различных качественных и количественных задач письменным и экспериментальным способом;

составление коллекций химических продуктов и полупродуктов, подготовка раздаточного материала;

изготовление схем, раскрывающих взаимосвязь веществ, круговорот химических элементов, сущность технологических процессов, устройство и принципы действия заводских аппаратов и установок и т. д.;

разработка конструкций (составление эскизов и чертежей) лабораторных приборов, заводских аппаратов и установок и изготовление их;

лабораторные опыты и практические лабораторные занятия в кабинете и лаборатории школы, на учебно-опытном участке, в заводской лаборатории;

разработка опытов на определенную тему и постановка их в кабинете, на учебно-опытном участке, в заводской лаборатории;

кратковременные и длительные наблюдения в производстве;

общественно полезный труд в мастерской, на учебно-опытном участке, на промышленном предприятии, в колхозе, в совхозе, на строительстве;

работа с книгой и учебником — самостоятельное чтение, подготовка устных и письменных ответов на вопросы, составление конспектов и тезисов, составление и чтение докладов и рефератов (по вопросам производства, истории развития науки и химической техники, на теоретические и другие темы).

Применяются также и такие самостоятельные работы, которые являются сочетанием указанных выше видов.

Самостоятельные работы следует применять при сообщении и совершенствовании знаний, в процессе формирования умений я навыков, закрепления и проверки их у учащихся. Они должны занять видное место на уроках, экскурсиях, практических занятиях, на консультациях, в домашних заданиях, в индивидуальных и групповых занятиях с отстающими и т. д.

По мере приобретения знаний, умений, навыков, приемов работы, т. е. чем старше класс, тем в большей мере должна применяться самостоятельная работа учащихся, тем больше времени должно отводиться для нее, тем больше активности и самостоятельности она должна требовать от учащихся. Самостоятельность и активность учащихся изменяются постепенно от простого повторения того, что сделал учитель, до самостоятельного теоретического и практического решения поставленной учителем задачи.

В вечерних (сменных) средних школах может быть повышено в сравнении с дневной школой число самостоятельных работ, гак как жизненный опыт учащихся позволяет это сделать.

Но самостоятельную работу надо применять все же в меру овладения учащимися основными знаниями. Нельзя забывать, что, когда самостоятельная работа учащихся становится почти единственным способом обучения, это ведет к нецелесообразному расходованию времени и не приучает школьников самостоятельно работать (опыт школ США).

При организации самостоятельной работы наряду с общими для всех учащихся заданиями следует практиковать и индивидуальные, и групповые задания (для слабых, средних, сильных, для одаренных учащихся), ставя перед каждым учеником достаточно трудные, но посильные для него задачи, выполнение которых может содействовать его развитию.

Каждая работа, выполненная учеником самостоятельно, должна быть проверена и оценена учителем не только по результатам, но и по процессу ее выполнения.

Материальные условия имеют большое значение для организации самостоятельной работы. Когда все, что потребуется, под рукой, тогда работа идет хорошо, организованно и быстро. Но это не означает, что самостоятельные работы нельзя начинать, если нет необходимых материальных условий. В таких случаях надо направить самостоятельные работы в первую очередь на создание материальных условий. Ученики, создающие собственным трудом кабинет, мастерскую и многие предметы оборудования для них, ценят их особенно высоко и работают в них с особым удовольствием.

В процессе самостоятельной работы надо постепенно формировать у учащихся умение самостоятельно работать с книгами, приборами и другими источниками знания, получать знания из жизни.

Опыт школ Казани, Новосибирска, Липецкой области пока зал, что при надлежащей организации самостоятельная работа повышает сознательность и прочность усвоения знаний, умений, навыков и приемов работы, приучает пользоваться приобретенными знаниями для получения новых знаний и для выполнения общественно полезного труда, развивает у учащихся активность, инициативу, пытливость, наблюдательность, мышление, умение коллективно работать, вооружает учащихся навыками самообразования.

В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы в ряде школ стали практиковать в старших классах индивидуальные творческие работы учащихся по химии Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут у учителя темы и от начала до конца самостоятельно изучают их. пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, материалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Для этой цели кабинет бывает открыт в определенный день недели. Каждая тема рассчитана на несколько часов самостоятельной работы. Результаты творческих самостоятельных работ, выполненных в данном учебном году, используются на уроках (доклады учащихся, демонстрация подготовленных учащимися наглядных пособий и опытов и т. д.) и в последующие годы в этих же классах.

Приведем примеры таких самостоятельных работ:

изготовление коллекций окислов, оснований, кислот, солей, минеральных удобрений, инсектофунгицидов, строительных материалов, пластмасс, каучуков, искусственных и синтетических волокон, продуктов и полупродуктов основной химической промышленности, коксохимической промышленности и других видов химической промышленности;

подготовка раздаточного материала (веществ, фотографий, схем и т. д.) по всем темам программы;

изготовление схем, раскрывающих взаимосвязь окислов, кислот, оснований и солей, взаимосвязь органических веществ;

изготовление схем круговорота кислорода, азота, фосфора и других элементов;

изготовление схем производства соляной, серной, азотной кислот, аммиака, азотных удобрений, цемента, стекла, кокса, уксусной кислоты, спирта, бензина, керосина и смазочных масел, отдельных пластических масс, каучуков, синтетических и искусственных волокон и т. д.;

разработка конструкций приборов для получения и собирания газов (кислорода, водорода, углекислого газа, хлористого водорода, хлора, аммиака, метана и т. д.); изготовление этих приборов и проведение опытов с ними;

разработка конструкций приборов для получения заводскими способами соляной кислоты, серной кислоты, минеральных удобрений и других продуктов химической промышленности;

изготовление моделей заводских аппаратов и установок, применяемых в современном химическом производстве.

постановка опытов по применению удобрений и инсектофунгицидов;

подготовка докладов об успехах и задачах химизации страны, о создании промышленности большой химии, о жизни и деятельности отечественных химиков (Ломоносова, Менделеева, Бутлерова, Писаржевского, Зелинского и т. д.), об истории атомно-молекулярного учения, периодического закона, структурной теории, электронной теории и т. д.;

практические работы в заводской лаборатории.

Выполнив работы, ученики докладывают о них в классе. Целесообразно устраивать конкурсы на лучшее выполнение самостоятельных творческих работ. Лучшие работы докладываются на конференции, посвященной смотру творческой самостоятельной работы учащихся. К конференции подготовляется выставка. Лучшие работы отмечаются премиями.