Среди творческих самостоятельных работ учащихся особое место занимают трудовые задания — выполнение общественно полезных дел. которое обогащает учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, упражняет в применении ранее приобретенных, содействует воспитанию черт нового человека, умеющего соединять теорию и практику, науку и труд. Такой метод п. К. Крупская назвала трудовым методом. Примерами применения трудового метода могут служить работы по изготовлению наглядных пособий и приборов для химического кабинета, применение удобрений на учебно-опытном участке, проведение борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений химическими способами, выполнение отдельных работ в заводских лабораториях и цехах и т. д.

Выполнение общественно полезных дел становится трудовым методом, когда оно предусматривает достижение не только практического, но и серьезного познавательного и воспитательного результата.

При использовании трудового метода необходимо выбирать, общественно полезные дела, значительные в народнохозяйственном отношении и богатые в образовательном и воспитательном отношении, определять систематические знания, умения и навыки, на базе которых будет организован труд и которые будут даны учащимся перед, или во время, или после выполнения общественно полезных дел или будут использованы в труде, если эти знания и навыки были даны ранее, намечать воспитательные задачи, над решением которых будет идти работа.

Основными чертами трудового метода являются постановка задач общественно полезной работы и в связи с этим задач совершенствования и расширения научных знаний, умений и на выков; инструктирование учителем учащихся по вопросам под готовки и выполнения общественно полезных дел; самостоятельное ознакомление учащихся под руководством учителей с указаниями Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам практической работы; изучение научной стороны вопроса в классе и во внеклассное время; ознакомление с опытом передовиков и т. д.; разработка плана выполнения задания и защита его перед учителем и коллективом учащихся; выполнение работы; заключительный учет всей проделанной работы — проведение конференции с докладами учеников, организация выставки и т. д.

В своей речи на III съезде РКСМ В. И. Ленин требовал так ставить задачи учения, «...чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту ил» иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 31, стр. 274). Трудовой метод преследует цель выполнить это ленинское указание. В этой же речи В. И. Ленин разъяснял, что при изучении электричества недостаточно достигнуть понимания того, что такое электричество: «...надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение. Вот задача, которая стоит перед всяким сознательным коммунистом, перед всяким молодым человеком, который считает себя коммунистом и ясно отдает себе отчет, что он, вступив в Коммунистический союз молодежи, взял на себя задачу помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому поколению создать коммунистическое общество» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 31, стр. 264—265). Другими словами, научную теорию надо изучать в связи с практикой. Надо научиться в практике приобретать и применять знания, тан как все наши знания проистекают из общественной практики людей. Разумеется, каждый человек не может, да и не имеет нужды испытывать все на своем личном опыте. В школе ученики усваивают общественно-трудовой опыт, накопленный человечеством и обобщенный наукой. Усвоение опыта предшествующих поколений и других людей данной эпохи, став основой знаний каждого отдельного человека, колоссально расширяет рамки его собственного опыта и необходимо для того, чтобы каждое новое поколение могло жить, трудиться и участвовать в дальнейшем развитии общества. Но личная практика каждого ученика необходима как способ активного усвоения общественной практики, проверки итогов общественно-исторического познания в личном опыте, как способ обучения применению новых знаний и стимул к изучению наук. Лишь тот человек может успешно решать практические задачи коммунистического строительства, у которого имеется большой практический опыт и знания, состоящие как из знаний, добытых другими и им усвоенных, так и из знаний, лично приобретенных в практике построения коммунистического общества.

На XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев говорил: «Лучшей школой воспитания, самым строгим учителем является жизнь, наша советская действительность. Книжное, оторванное от практики знание коммунистических положений ничего не стоит» («Материалы внеочередного XXI съезда КПСС», Госполитиздат, М., 1959, стр. 48). И далее: «В центре воспитательной работы аартия ставит трудовое воспитание всех людей, развитие сознательного, коммунистического отношения к труду. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех материальных и культурных благ, превратился в первейшую жизненную потребность людей» (там же, стр. 48—49). И еще далее: «Тесная связь обучения с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства должна стать ведущим началом изучения основ наук в школе, основой воспитания подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности... Связь учения с производительным трудом не умаляет, а наоборот, усиливает значение приобретенных знаний» (там же, стр. 50). Эти мысли Н. С. Хрущева легли в основу практической работы по перестройке школы.

Трудовой метод имеет огромное воспитательное значение, так как способствует подготовке людей ленинского типа, умеющих сочетать знания с действием, науку с практикой, умеющих не бояться трудностей, смело идти им навстречу и преодолевать их в борьбе за коммунизм. Этот метод соединяет воедино классную и внеклассную работу, научно-познавательную и практическую работу, делая их сторонами единого педагогического процесса, преследующего познавательную воспитательную и общественно полезную цель.