Все знания, умения и навыки, которые учащиеся усваивают согласно программе, можно объединить в следующие группы:

а) основные химические понятия и законы; б) химические теории; в) химический язык; г) знания о химических реакциях; д) знания о веществах; е) знания о химических элементах; ж) знания о производстве химических продуктов и применении их в народном хозяйстве страны, в области культуры, здравоохранения и в быту; з) навыки в решении химических задач; и) экспериментальные навыки; к) навыки устной и письменной речи.

Рассмотрим требования к усвоению учащимися каждой из указанных выше групп знаний и навыков.

Усвоение основных химических понятий и законов. Основные химические понятия и законы следует считать усвоенными, ес» ли учащиеся могут:

1) раскрыть содержание понятия (указать существенные признаки его) и закона;

2) дать. определение понятия и формулировку закона, используя теоретическую подготовку, полученную к этому времени;

3) привести примеры явлений, обобщаемых понятием, законом;

4) применить содержание понятия и закона для объяснения явлений жизни и производства, при решении задач и приобретении новых знаний;

5) уметь изложить краткую историю открытия закона.

В процессе преподавания учитель постоянно развивает содержание основных понятий, усваиваемых учащимися. Поэтому он должен проверять усвоение основных химических понятий в соответствии с тем содержанием теоретической подготовки, которая усваивается учащимися к моменту проверки.

Усвоение химических теорий. Как уже указывалось выше,, теоретические основы химии в средней школе составляют атомно-молекулярное учение, теория строения органических соединений А. М. Бутлерова, периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева, строение атома, теория электролитической диссоциации. Усвоение этих теорий необходимо проверять не только в период изучения их, но и при изучении последующих тем программы, содержание которых должно излагаться на базе усвоенных до этого теоретических воззрений. При проверке надо требовать от учащихся:

1) изложить основные положения теории;

2) привести научные факты, подтверждающие эти положения;

3) применить теорию для объяснения химических фактов, явлений жизни и производства;

4) применить теорию для определения свойств элементов и их соединений;

5) привести краткие сведения из истории открытия и раз- вития химической теории; указать на приоритет русских ученых в разработке и внедрении в химию атомно-молекулярного учения, периодической системы элементов и их соединений, теории- химического строения органических веществ.

Усвоение химического языка. В процессе обучения знание «химического языка» расширяется и углубляется по мере развития теоретических представлений учащихся о строении вещества. Это надо учитывать при проверке знаний о химическом языке и умения пользоваться им.

Знания и умения учащихся, относящиеся к «химическому языку», должны удовлетворять следующим требованиям:

VII класс. На основе усвоения атомно-молекулярной теории и понятий об атоме, молекуле и химической реакции учащиеся должны знать: 1) качественное и количественное значение применяющихся в этом классе химических знаков, формул и уравнений; 2) формулы соляной, серной, азотной и фосфорной кислот. Они должны также уметь: 1) читать химические знаки, формулы и уравнения реакций; 2) составлять формулы- окислов и оснований по валентности и формулы нормальных солей соляной, серной, азотной и фосфорной кислот с одно- lвух- и трехвалентными металлами, давать научные названия окислам и основаниям; 3) определять по формулам валентность элементов в бинарных соединениях; 4) составлять уравнения реакций между веществами изученных классов.

VIII класс. В VIII классе прибавляются следующие требования к знаниям и умениям учащихся в области «химического языка»: 1) составление формул кислых солей; 2) определение по формулам валентности элементов в тройных соединениях; 3) составление структурных формул неорганических соединений.

IX—X классы. В процессе изучения диссоциации кислот, солей и оснований в растворах учащиеся должны научиться читать, понимать и составлять уравнения реакций обмена между кислотами, солями, щелочами в краткой и полной ионной форме.

XI класс. При изучении в XI классе органических соединений и теории строения их к предыдущим требованиям должны быть прибавлены следующие новые требования в области усвоения «химического языка»: 1) чтение, составление и понимание структурных формул простейших органических соединений (углеводородов, галогенозамещенных, спиртов, альдегидов, кислот, солей органических кислот, сложных эфиров); 2) знание функциональных групп и умение отнести вещество на основании его структурной формулы к определенному классу соединений; 3) чтение, составление и понимание уравнений реакций, выраженных структурными формулами.

Усвоение знаний о химических реакциях. Знания о химической реакции можно считать усвоенными, если ученики: а) правильно описывают свойства веществ, вступающих в реакцию, способы, с помощью которых вызывается реакция, условия протекания реакции, явления, сопровождающие реакцию, свойства веществ, получающихся после реакции; б) правильно выражают сущность реакции химическим уравнением; в) указывают использование этой реакции в жизни и на производстве, если она действительно находит в них применение.

Усвоение знаний о веществах. При правильном преподавании химии учащиеся должны получить следующие знания о каждом веществе, изучение которого предусмотрено программой: нахождение вещества в природе, химический состав его, физические свойства, химические свойства, физиологическое действие (в отдельных случаях), принадлежность вещества к определенному классу, применение и народнохозяйственное значение вещества, способы получения его в лаборатории и в отдельных случаях в производстве.

Усвоение знаний о химических элементах. На разных ступенях обучения знания о химических элементах должны отвечать разным требованиям.

Учащиеся VII—VIII классов должны знать химический знак и атомный вес элемента, нахождение элемента в природе, свойства элемента в свободном состоянии, народнохозяйственное значение элемента.

В IX классе к перечисленным выше требованиям прибавляются новые: знать формы и свойства соединений элементов изучаемых групп, указать сходство и различие свойств элементов и типичных соединений в пределах изученных групп, сравнить свойства элементов и их соединений одной изученной группы со свойствами элементов и их соединений другой группы (например, элементов группы галогенов с элементами группы щелочных металлов).

В X и XI классах ко всем предыдущим прибавляются следующие новые требования. Учащиеся должны знать положение элемента в периодической системе элементов (группа, период, ряд, соседние элементы) и строение атомов (число протонов, нейтронов и электронов; число наружных электронов и расположение электронов по слоям для элементов первых трех периодов), предсказывать химические свойства элементов в свободном состоянии, а также формы и свойства их водородных и кислородных соединений на основании местоположения элементов в периодической системе.

Усвоение знаний о химическом производстве. Ученики должны знать свойства продуктов, состав и применение их в народном хозяйстве, в области культуры и быта, свойства исходных материалов, их химический состав и подготовку к переработке, сущность химических процессов, с помощью которых исходные материалы превращаются в продукт, основные стадии технологического процесса, технические средства (аппараты, машины, их устройство) и научные принципы, с помощью которых они совершаются, труд людей, осуществляющих производство продукта, успехи, достигнутые в производстве данного продукта, и задачи, поставленные КПСС по дальнейшему развитию его производства.

Ученики постепенно должны усвоить основные достижения и задачи в области химизации народного хозяйства страны, а также общие принципы химического производства.

Решение химических задач. В процессе изучения химии в средней школе учащиеся обучаются решать качественные и расчетные химические задачи различных типов и видов. Выше (см. стр. 300) эти типы и виды были названы и одновременно было указано, в каких классах они применяются. Тем самым выше уже были определены требования к решению задач, и здесь мы их перечислять не станем.

Овладение экспериментальными умениями и навыками. При правильной организации лабораторных и практических работ учащиеся по классам должны приобрести следующие экспериментальные умения и навыки: обращение с пробирками, колбами, химическими стаканами, выпарительными чашками, мате^ риальными склянками, банками, воронками (VII—VIII классы); обращение с металлическим штативом и его частями (VII класс);обращение с растворами кислот и щелочей (VII класс); обращение с концентрированными кислотами (VIII класс); обращение с сухими реактивами и их растворами (VIII—XI классы); измерение объемов жидкостей мензурками (VII класс); взвешивание на аптекарских и химико-технических весах (VII—XI классы); измерение температуры термометром

(VIII—XI классы); монтаж и испытание простейших приборов для перегонки жидкостей и получения газов, отвечающих определенным заданным условиям (VII—XI классы); измельчение веoеств в ступке, смешивание твердых веществ, растворение твердых, жидких и некоторых газообразных веществ, нагревание на спиртовой горелке, отстаивание, фильтрование, упаривание, перегонка, возгонка, собирание газов вытеснением воздуха и над водой, мытье посуды (VII—XI классы); умение работать аккуратно и экономно расходовать реактивы (VII—XI классы); запись наблюдений и выводов (VII—XI классы); пользование справочными таблицами (VIII—XI классы).

Развитие речи учащихся. К ответам учащихся следует предъявлять требования логично (определенно, последовательно, доказательно) и правильно с точки зрения русского языка излагать учебный материал (более подробно см. об этом на стр. 265).

В процессе текущего учета успеваемости следует проверять не только усвоение пройденного на предыдущем уроке, но и знание учащимися того, что было изучено ранее в данном и других классах и что органически связано с изучаемым материалом. Так будет предупреждаться забывание ранее пройденного и будет достигаться прочность усвоения курса химии в целом.