В практике преподавания химии в последние годы установились следующие виды проверки знаний, умений и навыков:

1) устная проверка, 2) письменная проверка, 3) проверка путем выполнения учащимися опытов, 4) проверка, при которой используются в различных сочетаниях все указанные выше способы.

Устная проверка. Устная проверка знаний осуществляется путем опроса. Устный опрос проводится перед изложением нового материала учителем, во время изложения его и на специальных уроках, посвященных учету, обобщению и закреплению знаний учащихся. Путем устного опроса можно проверить, усвоение материала, пройденного на данном занятии, а также на предыдущих занятиях в данном и в предшествующих классах.

Во время устного опроса ученику предлагаются вопросы, темы для изложения и задачи различных типов.

При помощи вопросов можно обнаружить объем и глубину знаний, прочность, систематичность и сознательность их усвоения.

Ставя перед учащимися вопросы, следует руководствоваться несколькими правилами: исходить из программных требований к качеству знаний по данному вопросу, формулировать вопросы кратко, просто, в понятных учащимся терминах, избегать излишней детализации вопросов, наводящих вопросов, неопределенных вопросов, на которые можно дать различные ответы, совмещения нескольких вопросов в одном, вопросов, предполагающих ответ «да» или «нет», если после них не ставится новый вопрос, требующий обоснования первого, непосильных вопросов.

Наряду с вопросами учащимся целесообразно предлагать и темы для изложения. В VII классе эти темы охватывают узкий круг вопросов, в старших классах — более широкий. Например, в VII классе — «Горение серы в кислороде», в VIII классе — «Химические свойства хлора», в XI классе — «Этиловый спирт». Изложение на заданную тему дает возможность учителю судить не только о том, по каким вопросам легче всего воспроизводятся учащимися знания, но и об умении ученика ясно, последовательно, конкретно и обоснованно излагать их. Необходимо приучить учащихся за время, отведенное им для подготовки к ответу, составлять план изложения, который дает возможность осветить наиболее полно заданную тему. По ходу изложения учащиеся должны составлять уравнения реакций, зарисовывать в некоторых случаях приборы, собирать приборы, демонстрировать опыты, не требующие длительного времени.

Вопросы, на которые ни в изложении учителя, ни в учебнике не содержатся готовые ответы, имеют уже характер задач.

Решение задач дает возможность выяснить развитие наблюдательности, мышления и воображения учащихся, а также умения применять знания на практике.

Решение задач является хорошим средством для обнаружения осознанности знаний, конкретности и систематичности их, так как в процессе решения задач раскрывается понимание учащимися соответствующих отделов химии и связи их между собой. Во время решения задач необходимо требовать, чтобы учащиеся давали объяснения и, где можно, демонстрировали опыты.

В начале отдельных (не всех) уроков целесообразно вызывать для ответа к демонстрационному столу и к доске нескольких учащихся, чтобы опросить их по материалу, пройденному на предыдущих уроках. В то время как вызванные ученики подготавливаются к ответу, учитель бегло опрашивает весь класс. Когда вызванные учащиеся подготовятся к ответу, учитель начинает опрашивать их, обращаясь периодически с отдельными вопросами к классу. После опроса проводится сообщение новых знаний. В конце урока оценка выставляется как вызванным к доске учащимся, так и учащимся, опрошенным по нескольку раз с места.

Когда весь урок посвящается изложению новых знаний, то его целесообразно сопровождать опросом, чтобы проверить усвоение как пройденного ранее материала, необходимого для понимания нового, так и усвоение изложенных на уроке новых знаний. Для этой цели учитель ставит учащимся соответствующие вопросы. В конце урока учитель оценивает ответы отдельных учеников, принявших наиболее активное участие в воспроизведении старых и закреплении новых знаний или проявивших незнание материала, изученного ранее.

На дом следует задавать не только новый материал для изучения, но и материал для повторения тех вопросов из ранее пройденного, знание которых необходимо для понимания нового материала и которые органически связаны с ним.

Чтобы вовлечь в работу весь класс, при проведении опроса необходимо задавать вопросы всему классу, а затем уже вызывать отдельных учащихся для ответа; каждого отвечающего выслушивать, как правило, до конца, прерывая его лишь в том случае, когда он обнаруживает явное незнание или непонимание предложенного вопроса; для исправления ошибок и внесения дополнений привлекать учащихся с места.

Опрос проходит тем более успешно, чем лучше к нему подготовлен учитель. В задачу подготовки к опросу входит формулировка тем для изложения, составление вопросов, подбор и составление задач, а также предварительное составление списка учащихся, которых предполагается спросить. Перед уроком необходимо поместить на демонстрационном столе все оборудование, которое применялось при сообщении знаний: приборы, вещества, части для монтажа приборов, материалы, таблицы и пр. Надо взять за правило проводить учет знаний со вторичным показом и использованием учащимися наглядных пособий, приборов, отдельных опытов, которые были поставлены ранее.

При проведении устного опроса учитель следит за тем, чтобы все учащиеся проделывали письменные упражнения, которые выполняются опрашиваемыми учениками.

Устная проверка знаний учащихся требует затраты значительного количества времени. Чтобы за одно и то же время опросить больше учащихся, можно практиковать вызов к доске и демонстрационному столу для ответа одновременно 3—4 учеников. Первый и второй ученики получают темы для изложения, третий — расчетную или качественную задачу и четвертый — экспериментальное задание воспроизвести тот или иной опыт. Пока эти учащиеся готовятся к ответу, учитель имеет возможность спросить по вопросам, обращенным ко всему классу, еще двоих- троих учеников с места. Первый из вызванных к доске и к демонстрационному столу учеников приступает к ответу, как только приготовился, но не позднее, чем через пять минут после вызова. Такой прием устного опроса вполне приемлем на каждом уроке перед изложением нового материала. При такой проверке лишь ученики, готовящиеся к ответу, выключаются из общей работы. Все же остальные учащиеся слушают отвечающего и по окончании ответа вносят свои замечания. Этим способом удается опросить в течение сравнительно краткого времени 5—7 учащихся (троих-четверых у доски и двух-трех с места).

Письменная проверка. Письменная проверка знаний учащихся имеет то преимущество перед устным опросом, что в течение небольшого промежутка времени учитель имеет возможность собрать материал об усвоении всем классом целой темы, или раздела, или трудного вопроса программы.

Можно назвать несколько форм письменной проверки знаний учащихся:

а) часовые контрольные работы по пройденной теме;

б) 15-минутные контрольные работы по узкому кругу вопросов программы;

в) письменные домашние задания.

Контрольные работы проводятся сейчас же после прохождения темы или отдельных вопросов, если преследуется цель выяснить понимание и общее усвоение пройденного и установить дополнительные мероприятия по изучению темы. Контрольные работы могут проводиться и спустя две недели после про* хождения темы, раздела, вопроса, если преследуется цель выяснить прочность усвоения и предупредить забывание.

В письменные работы включается решение задач и выполнение упражнений. Наиболее ответственным моментом подготовки контрольных работ является подбор и составление задач. Подбор и составление задач и упражнений для контрольных работ должен удовлетворять следующим требованиям:

1) в работу следует включать задачи и упражнения по новому и наиболее важному ранее пройденному материалу;

2) количество задач и упражнений необходимо строго соразмерять мерять с временем, отводимым на контрольную работу;

3) задачи и упражнения целесообразно подбирать в 2—4 вариантах, чтобы обеспечить самостоятельность работы учащихся.

В качестве примера приведем содержание четырех вариантов контрольной работы для VIII класса на тему: «Окислы основания, кислоты и соли».

Вариант 1

1. Напишите уравнения реакций между следующими веществами: а) окисью кальция и азотной кислотой, б) двуокисью углерода и гидратом окиси бария, в) окисью магния и серным ангидридом.

2. Напишите формулы и названия: а) одноосновных кислот, б) двухосновных кислот, в) трехосновных кислот.

3. Напишите уравнения реакций, посредством которых можно осуществить следующие превращения:

Mg->MgO->MgSO4->Mg(OH)2

4. Следующие схемы видоизмените в уравнения реакций, идущих до юнца:

AgNO3 + ? ->KNO3 + ?

CuSO4 + ? -> Na2SO4 + ?

Вариант 2

1. Напишите уравнения реакций между следующими веществами: а) сернокислым магнием и хлористым барием, б) хлорным железом и гидратом окиси калия, в) азотнокислым барием и серной кислотой. Укажите, идут ли эти реакции до конца и почему.

2. Напишите формулы и названия следующих окислов: а) двухвалентного железа; б) трехвалентного железа; в) четырехвалентной серы; г) натрия. Укажите, какие из этих окислов основные и какие кислотные.

3. Напишите уравнения реакций, посредством которых можно осуществить следующие превращения:

Zn ->ZnO ->-ZnCl2 ->-Zn(OH)2.

4. Следующие схемы видоизмените в уравнения реакций, идущих да- конца)

ВаС12+?->НСl+?

A12(SO4)3+?->Al(OH)3 + ?

Вариант 3

1. Напишите уравнения реакций между следующими веществами! » гидратом окиси алюминия и серной кислотой; б) едким кали и двуокисью кремния; в) едким натром и сернокислым магнием.

2. Напишите формулы следующих соединений: азотнокислого цинка, хлористого алюминия, сернокислого железа (закисного), кислого углекислого калия.

3. Напишите уравнения реакций получения азотнокислой меди всеми возможными способами.

4. Следующие схемы видоизмените в уравнения реакций, идущих c конца:

Pb(NO3)2 + ?->NaNO3 + ?

Na2S+?->H2S + ?

Вариант 4

1. Напишите уравнения реакций серной кислоты: а) с алюминием; б) в окисью магния; в) с гидратом окиси калия; г) с хлористым магнием.

2. Напишите формулы и названия четырех оснований: а) двух растворимых в воде и б) двух нерастворимых в воде.

3. Напишите уравнения реакций, посредством которых можно осуществить следующие превращения:

FeCl3->Fe(OH)3-> Fe(NO3)3.

4. Следующие схемы видоизмените в уравнения реакций, идущих to сонца:

CuCl2+? -> ВаСl2 + ?

ВаСl2 + ?-* NaCl+?

Примечание. В приведенные в качестве примеров тексты контрольных работ не включены расчетные задачи, так как предполагается, что после изучения темы будет дана еще одна письменная работа с расчетными задачами.

При проведении контрольной письменной работы лучше всего текст ее дать каждому ученику.

Перед началом контрольной работы следует разъяснить ученикам, что текст работы переписывать не надо. Обозначив номер варианта и номер вопроса, ученик должен написать ход решения задачи и ответ. Следует рекомендовать не задерживаться на заданиях, вызвавших затруднения, а переходить к выполнению следующих, с тем чтобы вернуться в конце работы к вопросам, оставшимся без ответа. После такого разъяснения учитель раздает листки с вопросами. На все это уходит обычно 2—3 мин.

Письменные контрольные работы учитель должен проверить к следующему уроку, пока учащиеся хорошо помнят содержание работы и интересуются ее результатами. Если учитель запаздывает с проверкой письменных работ, то они теряют значение фактора, улучшающего знания и повышающего интерес к учебной работе.

При проверке письменной работы учителю необходимо выпи- сать типичные ошибки и фамилии учеников, допустивших их, а также продумать пути устранения недостатков в знаниях отдельных учеников и подобрать необходимые упражнения. При разборе результатов работы учитель должен дать общий анализ ее, зачитать отдельно лучшие работы, указать на наиболее характерные ошибки и наметить пути их исправления. Первым шагом на пути устранения недостатков в знаниях каждого ученика должно быть самостоятельное выполнение упражнений, предложенных учителем после контрольной работы.

Пятнадцатиминутные контрольные работы проводятся для того, чтобы по их результатам проверить, как учащиеся усваивают изучаемые вопросы, и принять дополнительные педагогические меры к улучшению знаний и навыков. Эти контрольные работы проводятся без предупреждения учащихся, чтобы всегда держать их в состоянии готовности к ответу.

Так, в VII классе после первоначального ознакомления учащихся с валентностью, с составлением формул по валентности и с определением валентности элементов в соединениях по их формулам целесообразно организовать пятнадцатиминутную контрольную работу в конце урока следующего содержания:

1. Напишите формулы окислов: калия, магния, алюминия, натрия, кальция.

2. Определите валентность элементов в следующих соединениях:

H2S, СН4, Fe203, S02, ВаО.

Эта работа подготавливается также в двух — четырех вариантах.

В VIII классе такие пятнадцатиминутные контрольные работы могут быть применены для проверки умения составлять формулы солей и уравнения реакций обмена, в IX классе — для проверки усвоения понятий «грамм-атом» и «грамм-молекула», «грамм-молекулярный объем» и использования их для решения задач.

Пятнадцатиминутные контрольные работы можно устраивать также для проверки усвоения учениками химических реакций, лежащих в основе производства, и применения химических продуктов. Например, можно дать такие вопросы в теме «Производство серной кислоты»:

1. Напишите уравнения реакций, которые применяются на заводах для получения серной кислоты контактным способом.

2. При каких условиях протекают эти реакции?

Проверка выполнения письменных домашних заданий может быть осуществлена различными способами.

Наиболее простым способом проверки домашних заданий является беглый просмотр тетрадей, когда учитель проходит по классу и выясняет, кто выполнил и кто не выполнил задания. В это время вызванный ученик читает свои записи. Такая форма проверки целесообразна в тех случаях, когда задание содержит количественные расчеты, составление формул и уравнений.

Более сложным способом проверки является выполнение домашней работы на классной доске одним из учащихся, без пользования записями в тетради.

Еще более сложным способом проверки является выборочная тщательная проверка тетрадей отдельных учащихся. Ученикам при этом могут быть выставлены отметки.

При проверке тетрадей учитель должен обращать внимание на правильность записей, произведенных учеником на уроке, правильность и систематичность выполнения домашних заданий. Проверка и оценка записей в тетради должны сопровождаться указаниями учителя, как улучшить записи, какие провести дополнительные упражнения, и т. д. Эти указания даются в письменном виде в тетради учащегося.

Проверка усвоения знаний, умений, навыков путем постановки опытов. В практике работы многих учителей выработано несколько форм проверки знаний, умений и навыков учащихся путем постановки опытов. Сущность этой проверки заключается в том, что одному или всем ученикам дается задание выполнить экспериментальную работу, а учитель наблюдает за ее выполнением, беседуя с учениками по ходу работы, проверяя составленные ими отчеты и т. д.

Проверка практических навыков всех учащихся во время выполнения ими лабораторных опытов и практических занятий представляет для учителя большие трудности, так как нельзя уследить за всеми учениками. Но такую проверку можно провести, если для наблюдения взять 4—5 учащихся при лабораторных опытах и 5—8 учащихся на практических занятиях. Учитель наблюдает, как учащиеся выполняют работу, как развиты у них навыки, перечень которых был приведен выше, как ими усвоен объем тех знаний, которые применяются при выполнении опытов. Оценке подлежит лабораторная работа тех учащихся, наблюдение за которыми велось учителем. Таким образом, после каждой лабораторной работы или практического занятия будет оценена работа 4—8 учащихся.

При устном опросе также рекомендуется давать учащимся экспериментальные задания. Выполнение этих заданий оценивается как со стороны объяснения сущности произведенных опытов, так и со стороны владения учеником практическими навыками и умениями. В качестве экспериментальных заданий учащимся может быть предложено повторить лабораторную работу, или демонстрировавшийся учителем опыт, или решить экспериментальную задачу, для выполнения которой достаточно тех знаний и навыков, которыми ученик должен овладеть согласно пройденному материалу. Ученик, вызванный для выполнения какого-либо опыта, подготавливает все для проведения его и лишь после этого начинает отвечать и демонстрировать опыт всему классу. Опыты, демонстрируемые учащимися, могут не доводиться до конца, если опыты длительные или если доведение опыта до конца не представляет интереса. Например, не следует доводить до конца фильтрование жидкости, если по началу фильтрования видно, что ученик владеет операцией и соответствующими знаниями.

Очень хорошим приемом проверки знаний и экспериментальных навыков учащихся является постановка контрольных практических работ. На такое занятие выносятся экспериментальные задачи, решение которых требует от ученика владения всем объемом знаний, умений и навыков, приобретенных за время прохождения одной-двух тем. Каждый ученик совершенно самостоятельно решает несколько экспериментальных задач. Во время работы воспрещается пользование учебником или инструкциями для практических работ. Работа ученика состоит в составлении плана решения каждой задачи, обосновании его, составлении списка необходимого оборудования, в приготовлении рисунков приборов, проведении опыта и составлении подробного отчета о проделанном.

Приведем для примера экспериментальные задачи для конкретного практического занятия после прохождения тем: «Азот и фосфор» и «Углерод и кремний».

Прочтите внимательно каждую задачу и составьте план ее решения. Составьте также список реактивов, материалов, посуды и принадлежностей, необходимых для опытов. Получите все необходимое для опытов от учителя и решите следующие экспериментальные задачи:

1. Определите, в какой из выданных вам пробирок находится азотная, в какой — серная, в какой — соляная кислота.

2. Докажите экспериментальным путем, что сернокислый аммоний и азотнокислый аммоний нельзя смешивать с известью перед внесением этих удобрений в почву, так как при этом теряется аммиак.

3. Определите, в какой из двух выданных вам пробирок находится порошок мела и а какой порошок извести.

4. Вам выданы пакетики со следующими кристаллическими веществами: хлористый натрий, сернокислый натрий, сернистокислый натрий, азотнокислый натрий, углекислый натрий. Определите, в каком пакетике (указать номер) находится каждое из названных выше веществ.

5. Вам выданы пакетики со следующими удобрениями: сернокислый аммоний, аммонийная селитра, азотнокислый калий, суперфосфат и хлористый калий. На основании характерных реакций определите, в каком пакетике (указать номер) находится каждое из вышеуказанных веществ.

При проведении контрольных экспериментальных работ учитель имеет возможность проверить теоретические знания ученика, знание свойств веществ, применение «химического языка», практические навыки и умение применять свои знания к решению практических задач.

До проведения контрольных экспериментальных работ учитель обязан тщательно подобрать задачи и приготовить оборудование.

Основными требованиями к выполнению учащимися химических опытов являются: а) всесторонняя подготовка опытов, в том числе точная сборка приборов; б) последовательное и правильное выполнение операций при проведении опытов; в) полнота наблюдений; г) умение правильно объяснить их и сделать правильные выводы; д) понимание сущности опытов с точки зрения теории строения вещества; е) соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте в течение всей работы; ж) соблюдение правил обращения с реактивами, приборами и принадлежностями; з) тщательная уборка рабочего места; и) составление отчета, из которого было бы видно, что делал, что наблюдал и какие выводы сделал учащийся, выполняя лабораторную работу.

Исходя из этих требований, следует оценивать выполнение учащимися химических опытов.

Учитель заранее устанавливает даты и темы письменных контрольных работ, контрольных практических занятий, обобщающих бесед и других мероприятий по текущей проверке успеваемости и согласует проведение этих мероприятий с заведующим учебной частью.

Зачеты. В IX—XI классах наряду с текущей проверкой успеваемости разрешается проводить зачеты по пройденной теме, разделу программы за четверть и полугодие. В течение года отдельные учителя проводят 3—4 зачета, но мы считаем, что вполне достаточно проводить два зачета — за первое и за второе полугодие. Время проведения зачетов заранее согласуется о заведующим учебной частью.

Готовя учащихся к зачетам, одни учителя выдают им за 3—4 недели до зачета перечень вопросов, по которым они будут опрашиваться, и образцы задач, которые могут быть предложены учащимся во время зачета. Другие учителя выдают учащимся билеты, в состав которых вводят один теоретический вопрос и одну экспериментальную задачу. Ко дню принятия зачетов учитель подготавливает в кабинете учебное оборудование для решения экспериментальных задач, а учащиеся приводят в полный порядок тетрадь с отчетами о практических работах.

На зачеты приглашаются заведующий учебной частью школы, учитель физики или биологии.

Перед началом зачета ученики сдают тетради. Затем вызываются 7—8 учеников, которые, получив вопросы для ответа и задачи для решения или вытянув билеты, приступают к подготовке ответов на вопросы и к решению экспериментальных задач. Запись уравнений реакций делается на листиках бумаги и на классной доске. Пока учащиеся готовятся к ответу, учитель вместе с присутствующими на зачете просматривают тетради. Как только какой-нибудь ученик подготовится к ответу, он вызывается учителем и отвечает. Затем вызывается новый ученик и т. д. Методика проведения зачетов имеет много общего с методикой проведения экзаменов.

При выставлении отметки на зачете учитывается качество отчетов о практических работах, ответ на теоретический вопрос (знания), решение экспериментальной задачи (знания и навыки), ответы на все другие вопросы, которые задаются учителем и присутствующим заведующим учебной частью и учителями.

Как видно из изложенного выше, система проверки знаний, умений и навыков учащихся требует применения различных методов, так как каждый метод имеет свое значение и позволяет наиболее эффективно учесть определенные стороны знаний и общего развития учащихся.