Сложившиеся условия обучения и воспитания требуют всегда конкретизации методов, и учитель по существу всегда творчески выбирает и разрабатывает их в зависимости от условий преподавания, используя их общедидактическую и психологическую характеристику.

Выбор и характер применения методов зависит от педагогической задачи, которая с их помощью решается, от возраста и развития учеников, от уровня их научной подготовки.

По мере овладения все новыми и новыми знаниями и навыками все больший круг их входит в состав методов обучения, усложняя и обогащая их. При изучении нового учебного материала ученики постепенно пользуются все большим запасом понятий, законов, теоретических положений. В связи с этим повышаются требования к умственной активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения, что, например, выражается в применении все более сложных форм исследовательского подхода, все более сложных самостоятельных работ. Постепенно усложняются анализ и синтез, отвлечение и обобщение; наряду с индукцией все больше применяется дедукция. Изменяется характер изобразительной деятельности учащихся, применение рисунков, схем, эскизов, чертежей. В VII—VIII классах еще изредка применяется лекция как метод обучения, а в IX—XI классах она применяется часто. Постепенно усложняется эксперимент, характер химических задач. В IX—XI классах вечерних (сменных, сезонных) школ проводится больше консультаций и обобщающих лекций, чем в средних школах с производственным обучением.

Сказанное выше показывает, что методика обучения имеет качественное своеобразие в VII—VIII и в IX—XI классах. Но номенклатура методов обучения при этом остается одной и той же Подобно тому как наличие в той или иной местности определенных химических элементов не отменяет периодической системы и не вызывает необходимости разработки какой-то новой системы для каждой местности, так и качественное своеобразие методики обучения на различных ступенях обучения не отменяет общей систематики методов обучения в общеобразовательной трудовой политехнической школе. Система методов одна, но применение ее разное на различных ступенях обучения.

Выбор методов и характер применения их изменяются в зависимости:

а) от педагогической задачи, решению которой должны служить методы;

б) от содержания и характера учебного материала, которым должны овладеть ученики;

в) от развития учащихся, богатства их предшествующего научно-познавательного и трудового опыта (т. е. от наличия у учеников определенных знаний, умений, навыков, приемов работы);

г) от характера ступеней, по которым пройдет педагогический процесс и через которые будут проведены учащиеся (сообщение, совершенствование, закрепление, проверка знаний и навыков);

д) от количества учебного времени, которое может быть затрачено для формирования знаний, умений и навыков, для выполнения общественно полезных дел;

е) от наличного оборудования.

В чем же заключается процесс творческого выбора, творческой разработки и конкретизации учителем методов обучения?

Выбор, разработка и конкретизация методов обучения заключаются в том, что, опираясь на характеристику методов, которые дают дидактика и методика, учитель:

а) ставит ближайшую педагогическую задачу (усвоение определенных знаний, формирование определенных навыков, выполнение определенной общественно полезной работы и т. д.);

б) учитывает общее развитие учащихся, их возрастные и психологические особенности, ранее полученную учащимися общеобразовательную, политехническую и трудовую подготовку, особенности содержания предстоящей работы, имеющееся в коле учебное оборудование, производственное окружение, отводимое учебное время;

в) в соответствии с педагогической задачей и учетом указан- в пункте «б» условий выбирает методы и далее конкретно разрабатывает их:

анализирует учебный материал, устанавливает связь его с ранее пройденным, точно определяет, что и как должны усвоить учащиеся и в какой последовательности;

продумывает связь учебного материала с производством, с трудом учеников и отбирает материал из практики коммунистического строительства для учебной работы;

устанавливает, что должно быть закреплено, развито у учащихся из того, что было пройдено ранее;

определяет ступени педагогического процесса, по которым должно пройти преподавание данного учебного материала, выполнение общественно полезного труда и т. д.;

разрабатывает логику обучения на всех ступенях перехода от незнания к знанию, от знания к умению и навыку (применение анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и доказательства, а в средних и старших классах — применение элементов диалектического подхода к изучению действительности);

определяет, какие знания, полученные на предыдущих этапах обучения, будут использованы в составе методов для усвоения новых вопросов и для приобретения новых умений и навыков;

подбирает технические средства (учебное оборудование, учебные пособия и т. д.), необходимые для реализации педагогического процесса на всех его ступенях;

разрабатывает способы возбуждения внимания и интереса учащихся к предстоящей работе;

устанавливает способы повышения активности и самостоятельности учащихся на занятиях, содержание самостоятельной работы их в процессе приобретения новых знаний, умений и навыков и характер индивидуального подхода к ученикам;

формирует, таким образом, методы обучения для решения данной педагогической задачи;

проверяет соответствие разработанных методов решению общих задач коммунистического воспитания учащихся, стоящих перед школой;

проверяет, достаточно ли учебного времени, чтобы решить поставленную педагогическую задачу разработанными методами.

Из того, что сказано было выше, следует, что в процессе обучения применяется во взаимосвязи все многообразие методов, причем в такой форме, которая определяется характером педагогической задачи, научной подготовкой учащихся и их общим развитием.