Все многообразие уроков, применяющихся сейчас в практике бучения, может быть разделено на несколько типов и видов в зависимости от того, какие учебно-воспитательные задачи ставятся перед уроками и какими методами эти задачи решаются.

построение уроков влияет их содержание. Но это влияние проявляется не непосредственно, а через методы обучения, которые, как мы видели выше, являются не чем иным, как формой движения самого содержания в процессе обучения основам наук.

Чаще всего перед уроком ставятся все основные задачи преподавания, т. е. сообщение, закрепление, повторение, учет, обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков, организация домашней работы учащихся. Такие уроки^ называются смешанными или комбинированными. Перед отдельными уроками ставятся не все указанные выше, а отдельные задачи, например передать новые знания и навыки или закрепить, обобщить и учесть их. Такие уроки называются уроками передачи новых знаний, умений и навыков, уроками закрепления и обобщения знаний, уроками учета их. В зависимости от того, какими методами осуществляются эти задачи, эти типы уроков разделяются на виды.

Ниже, в таблице 5, мы даем классификацию уроков, базирующуюся на указанных выше признаках деления, причем задачи преподавания служат для разделения уроков на типы, а методы преподавания — для разделения каждого типа на виды.

Таблица 5

Типы уроков

Виды уроков данного типа

I. Смешанные (комбинированные) уроки

1. Смешанные уроки с использованием главным образом наглядных методов

2. Смешанные уроки с использованием практических методов и самостоятельной работы учащихся

3. Смешанные уроки с использованием главным образом словесных методов

II. Уроки передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков

4. Уроки передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков с использованием главным образом наглядных методов

5. Те же с использованием практических методов

6. Те же с использованием словесных методов (уроки словесного изложения, уроки-беседы, уроки-лекции)

7. Уроки самостоятельного приобретения учащимися знаний и навыков

III. Уроки повторения и закрепления знаний, умений и навыков

8. Уроки-беседы и уроки- конференции

9. Уроки-упражнения

10. 10. Уроки — практические занятия

IV. Уроки обобщения и систематизации знаний

11.Обобщающие беседы ,

12.Обзорные лекции

13.Обобщающие конференции

V. Контрольно-учетные уроки

14.Письменные контрольные работы

15.Контрольные практические занятия

Таблица 6

Смешанные уроки с использованием главным образом:

демонстрационного эксперимента и наглядных пособий

лабораторных опытов и других видов самостоятельной работы учащихся

словесного изложения

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

3. Опрос учеников по вопросам, пройденным на предыдущих уроках; повторение, уточнение, закрепление и оценка знаний, умений и навыков учащихся

4. Сообщение школьникам цели предстоящей работы и затем сообщение новых знаний, умений и навыков путем:

а) демонстрации опытов и наглядных пособий с разъяснением их учителем или, по его предложению, учащимися

б) организации лабораторных опытов, работы с раздаточным материалом и книгой, сопровождаемыми объяснениями учителя

в) изложения нового материала, сопровождаемого демонстрацией таблиц, диапозитивов и других наглядных пособий

5. Задание на дом

6. Обобщение сообщенных сведений, проверка понимания их учащимися и закрепление знаний в памяти (oпpoc, решение задач).

Таблица 7

Уроки сообщения и приобретения новых знаний, умений и навыков с использованием всех методов и главным образом:

Уроки самостоятельного приобретения знаний и навыков учащимися

демонстрации опытов и наглядных пособий

лабораторных опытов и других видов самостоятельной работы учащихся

словесных

методов

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Сообщение учащимся цели урока, сообщение новых знаний, формирование новых навыков путем:

а) демонстрации опытов и наглядных пособий и объяснения их

б) постановки лабораторных опытов, работы с раздаточным материалом и книгой и объяснений учителя

в) словесного изложения, беседы

3. Организация практических лабораторных занятий, самостоятельной работы с учебником, книгой, с раздаточным материалом и т. д.

4. Подведение итогов самостоятельной работы учеников

5. Задание на дом

3. Задание на дом

4. Обобщение изложенных знаний, проверка понимания их учащимися, закрепление знаний в памяти учащихся допрос, решение задач).

Конечно, II—V типы уроков тоже в некотором отношении смешанные, так как при передаче новых знаний (II тип уроков) происходит повторение и закрепление ранее приобретенных; при закреплении знаний (III тип) происходит их обобщение и систематизация, их проверка и оценка; при обобщении и систематизации знаний (IV тип)—их закрепление и учет; при контроле и учете знаний (V тип)—их закрепление, повторение, обобщение и систематизация. Однако в уроках II типа на первый план выдвигается задача сообщения новых знаний, ей придается главное значение, а решение других задач выступает лишь как условие и следствие решения этой главной задачи. Точно так же главное, преимущественное значение в III типе уроков имеет закрепление знаний, в IV — систематизация и обобщение, в V — учет знаний, а все другие задачи решаются как условия и следствия успешного выполнения этих главных задач. В смешанных уроках (I тип) все задачи учебной работы

Таблица 8

Уроки-беседы и уроки- конференции

Уроки-упражнения

Уроки — практические занятия

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

2. Проверка понимания учащимися описания предстоящего практического занятия (фронтальная или по звеньям). Проверка составленных учащимися планов работы

3. Постановка цели предстоящей работы

3. Подготовка учащимися рабочих мест к практическому занятию

4. Постановка учителем системы вопросов, чтобы выяснить усвоение учащимися пройденного материала и закрепить его в памяти или выслушивание и обсуждение докладов учеников

5. Задание на дом

4. Упражнения (например, в составлении формул веществ и уравнений реакций, в решении расчетных и экспериментальных задач и т. д.) и при этом учет и оценка знаний

5. Уборка рабочих мест

4. Самостоятельная лабораторная практическая работа учащихся под наблюдением и контролем учителя и при оказании с его стороны помощи; учет и оценка работы учащихся

5. Задание на дом

6. Мытье посуды; сдача наборов посуды, реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту, уборка рабочего места

равнозначны, ни одна из них не выдвигается особо и не имеет преимущественного значения, хотя и занимает различное количество времени.

Главное в построении каждого типа и вида уроков —это максимальная активизация учащихся, так как знания, умения и навыки приобретаются в самостоятельной целенаправленной деятельности и тем более быстро и основательно, чем активнее на протекает.

Уроки должны носить характер активной самостоятельной работы учащихся, а проверка, сообщение, закрепление, систематизация и обобщение знаний взаимно проникать и подкреплять друг друга.

Важной характеристикой уроков является их структура.

Структура уроков I типа смешанных уроков — показана в таблице 6.

Указанные выше 3, 4, 5 и 7-й моменты уроков могут идти друг за другом, как указано в таблице, или проникать друг в друга. В опыте липецких учителей они проникают друг в друга, чем достигается большая активность учащихся на уроке и повышение успеваемости учеников. Структурно уроки липецких учителей состоят из следующих трех частей — подготовительной, основной, заключительной.

Структура уроков передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков видна из таблицы 7.

Указанные в таблице 2, 3, 4, 5-й моменты могут идти на уроке друг за другом или переплетаться, активизируя учащихся и создавая лучшие условия для усвоения материала учениками.

Структура уроков повторения и закрепления знаний показана в таблице 8.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний показана в таблице 9.

Структура контрольно-учетных уроков видна из таблицы 10.

Приведенная выше структура уроков не может рассматриваться как неизменная. Здесь не должно быть шаблона. Структура уроков может и должна изменяться учителем в зависимости от развития учащихся, усвоения ими учебного материала, от наличия учебного оборудования. Отдельные моменты уроков могут перемещаться, совсем исключаться и вместо них вставляться новые. При этом вид урока может сохраняться, но может и превращаться в другой вид и даже тип. В IX—XI классах смешанные уроки применяются реже, чем в VII—VIII классах, а уроки сообщения новых знаний, наоборот, используются чаще. В VII—VIII классах лабораторные работы встречаются чаще, чем в IX—XI классах. В старших классах чаще применяются практические занятия. В VII классе уроки словесного Изложения используются главным образом в виде рассказа-беседы, в X—XI классах — главным образом в виде лекции. Для обобщения знаний в VII—VIII классах используются, как правило, обобщающие беседы, а в IX—XI классах —обзорные лекции. На каждом уроке ученики записывают в своих тетрадях то, что учитель или вызванные им ученики записывают на доске.

Таблица 9

Обобщающие беседы и конференции

Обзорные лекции

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

3. Сообщение учащимся цели предстоящей беседы, конференции, лекции

4. Постановка учащимся вопросов, составленных учителем, для систематизации и обобщения пройденного; доклады отдельных учеников, коллективное обсуждение их; демонстрация учащимися отдельных опытов; дополнения, излагаемые учителем в целях облегчения усвоения учащимися новых обобщений; решение качественных и количественных задач, в том числе экспериментальных, помогающих систематизировать знания; учет и оценка знаний учащихся

5. Задание на дом

6. Краткое изложение учителем итогов беседы

4. Лекция учителя:

а) вступление;

б) обзор пройденного в целях его обобщения и систематизации, сопровождаемый показом отдельных опытов и наглядных пособий;

в) заключение

5. Задание на дом

6. Ответы на возникшие у учащихся вопросы и постановка учащимся вопросов с целью проверки усвоения ими основных мыслей обзорной лекции

Таблица 10

Письменные контрольные работы

Контрольные практические занятия

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (распределение заданий, указания по технике предстоящей работы и т. д.)

3. Самостоятельная письменная работа учащихся

4. Предупреждение учителя о том, что осталось 5 мин до конца урока

5. Сбор письменных работ

3. Письменное решение экспериментальных задач, составление плана проведения опытов и списка необходимых реактивов, материалов и принадлежностей

4. Подготовка рабочего места к занятию

5. Постановка опытов и составление письменных отчетов учащимися; учет и оценка учителем работы учащихся. Сдача учителю письменных отчетов

6. Мытье посуды; сдача наборов реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту; уборка рабочего места