Смешанные уроки с использованием словесного изложения и демонстрационного эксперимента. Этот вид смешанного урока легче всего понять на примере. Ниже мы приводим лишь ту часть урока, на которой сообщаются новые знания. Тема урока «Получение углекислого газа и ознакомление с его свойствами». Урок проводится в VIII классе в форме рассказа-беседы, опирающейся на демонстрационный эксперимент.

Учитель. Углекислый газ в больших количествах применяется при получении соды и других веществ. Сначала мы познакомимся с получением углекислого газа в лаборатории, а потом на производстве.

В лаборатории углекислый газ получают при действии соляной кислоты на мрамор и на мел. В состав мрамора и мела входит углекислый кальций СаСО3. Рассмотрите выданные вам кусочки мрамора. Какие свойства имеет мрамор?

Ученик. Мрамор — вещество твердое, мелкокристаллическое, белого цвета, без запаха.

Учитель. К., испытайте, растворяется ли мел, мрамор в воде.

Ученик. Проделывает опыт и затем говорит: «Мрамор и мел в воде не растворяются».

Учитель. Рассмотрите теперь концентрированную соляную кислоту. Какие внешние свойства она имеет?

Ученик. Соляная кислота неприятного запаха, «дымит» на воздухе.

Учитель. Для получения углекислого газа мы воспользуемся кислотой, разбавленной водой, и будем получать его в этом приборе (показывает). Г., опишите этот прибор.

Ученик. Прибор состоит из склянки с двумя горлышками. В одно горлышко вставлена пробка. В пробку вставлена воронка с длинной трубкой. Конец трубки воронки доходит почти до дна. В другое горлышко склянки вставлена пробка со стеклянной трубкой. Короткий конец этой трубки чуть-чуть выходит из пробки, а длинный конец опущен в стакан с жидкостью.

Учитель. Это известковая вода, т. е. раствор гидрата окиси кальция Са(ОН)2 в воде. Приступим к получению углекислого газа. Ученик Б., положите в склянку несколько кусочков мрамора. Закройте горлышко пробкой с воронкой и через воронку прилейте в склянку разбавленной соляной кислоты с таким расчетом, чтобы конец воронки оказался погруженным в кислоту. Конец отводной трубки опустите в стакан с известковой водой. Что вы замечаете?

Ученик Б. Выделяется бесцветный газ, который мутит известковую воду. Это углекислый газ. С этим свойством углекислого газа мы познакомились раньше.

Учитель. Обратите внимание на то, что газ стал выделяться слабо. Вот он уже перестал выделяться, хотя мрамор еще не израсходовался. Почему это произошло?

Ученик Б. Израсходовалась кислота.

Учитель. Проверим это предположение. Прилейте немного кислоты. Что вы видите?

Ученик. Реакция опять возобновилась. Реакция идет бурно..., теперь спокойнее. Опять прекратилось выделение газа.

Учитель. Обратите внимание на то, изменяются ли размеры кусочков мрамора.

Ученик. Кусочки мрамора уменьшаются в размерах.

Учитель. Вы знаете уже, что при данной реакции выделяется углекислый газ. Но, может быть, при этой реакции образуется еще какое-либо вещество? Не содержится ли оно в жидкости? Б., выпарьте немного жидкости из склянки на стеклянной пластинке (ученик делает). Что вы видите?

Ученик. Получился осадок. Следовательно, при взаимодействии мрамора с соляной кислотой, кроме углекислого газа, образуется еще белое твердое, растворимое в воде вещество.

Учитель. Анализ этого вещества показывает, что оно состоит из двух элементов: кальция и хлора. Состав его выражается формулой СаСl2. Называется это вещество хлористым кальцием.

Тщательное изучение этой реакции показывает, что кроме хлористого кальция образуется также вода.

Таким образом, при взаимодействии мрамора с соляной кислотой получаются три вещества: хлористый кальций, вода и углекислый газ. Эту реакцию выражают следующим уравнением:

Каждая вступающая в реакцию молекула углекислого кальция реагирует с двумя молекулами соляной кислоты, и при этом образуется по одной молекуле хлористого кальция, воды и углекислого газа.

В промышленности углекислый газ получают путем прокаливания известняка (в состав его входит СаСО3) в высоких шахтных печах. (Учитель демонстрирует схему печи и излагает сведения о техническом процессе.) Происходящая при этом реакция может быть выражена следующим уравнением:

СаСO3 = СаO + СO2.

Получается окись кальция и углекислый газ.

С., изложите кратко все, что вы узнали о получении угле» кислого газа.

Смешанные демонстрационные уроки могут быть иллюстративные и исследовательские.

Смешанные лабораторные уроки. Этот вид уроков разработан и внедрен в практику проф. В. Н. Верховским.

Смешанные лабораторные уроки могут быть исследовательскими и иллюстративными. По сравнению с уроком-беседой предыдущего видя здесь еще выше поднимается активность и самостоятельность учащихся.

Приведем пример исследовательского смешанного лабораторного урока.

Тема урока: «Реакция разложения».

Цель урока — закрепить знания, приобретенные учащимися на предыдущих уроках о физических и химических явлениях, о чистых веществах и их смесях, познакомить учащихся с реакцией разложения на примере разложения окиси ртути. Знания сообщаются учащимся путем эвристической беседы, в основу которой кладется эксперимент, так как никаких сведений по вопросу, освещаемому в беседе, учащиеся не имеют.

Учитель. Какие вопросы и кому остались неясными из прошлого урока или из домашнего задания?

Неясные вопросы разъясняются учителем.

Учитель. С., К. и Б., идите отвечать урок.

С., подготовьтесь к ответу на тему «Способы выделения веществ в чистом виде». Приведите примеры.

К., решите экспериментальным путем следующую задачу: «Вам выдана поваренная соль с примесью речного песка. Очистите поваренную соль от примеси». Все, что надо для опытов, возьмите на этом столе. На этом же столе и произведите опыты,

Б., подготовьтесь к ответу на тему «Явления физические и химические». Приведите примеры.

К следующему уроку прочтите по учебнику параграф «Реакция разложения», ответьте на поставленные в конце него вопросы и решите две задачи (указывает).

Учитель. Мы познакомились с химическими явлениями и отличием их от физических явлений. Мы увидели, что реакции бывают самые разнообразные. Нельзя ли их систематизировать, выделив типы реакций? Вопрос о классификации реакций займет наше внимание на нескольких уроках. Сегодня мы познакомимся с одним из типов реакций — с реакциями разложения (записывает на доске «Реакции разложения»).

Учитель. Чтобы ознакомиться с реакциями разложения, рассмотрим отношение окиси ртути к нагреванию.

В штативах, которые стоят на ваших столиках, в гнезде 1 находится окись ртути (в пробирки насыпается немного, чуть- чуть, на донышке окиси ртути). Рассмотрите окись ртути. Какие свойства она имеет?

Ученик. Окись ртути — вещество твердое, порошкообразное, оранжевого цвета, без запаха.

Учитель. После того как я закончу объяснение, зажгите спиртовку, прогрейте пробирку и затем нагрейте окись ртути. Наблюдайте. Как только заметите какие-либо но^ые явления, сейчас же поднимите руку. Приступайте к работе.

Ученик. При нагревании окись ртути темнеет.

Учитель. Хорошо. Продолжайте опыт.

Ученик. Появились капельки ртути.

Учитель. Очень хорошо. Ртуть не выбрасывайте на стол и ее не нюхайте: она ядовита. Поднимите руки, у кого еще не появились капельки ртути? Нагрейте посильнее. Заметны ли еще какие-либо изменения?

Ученик. Окиси ртути становится меньше. Других изменений не заметно.

Учитель. Правильно. Погасите спиртовку. Что вы видите в пробирке?

Ученик. Остаток окиси ртути вновь стал оранжевого цвета.

Учитель. Что вы можете сказать об отношении окиси ртути к нагреванию?

Ученик. Окись ртути при нагревании темнеет, а количество ее уменьшается. При нагревании из окиси ртути получается жидкая блестящая ртуть. Остаток окиси ртути после охлаждения опять становится оранжевым.

Учитель. Все это верно. Но все ли вы заметили при такой постановке опыта? Поставим опыт иначе. Соберем вот такой прибор. Проверим его герметичность. Положим в пробирку прибора немного окиси ртути, закроем пробирку пробкой со стеклянной трубкой, закрепим пробирку в штативе, конец трубки опустим в стакан с водой и туда же поместим пробирку, наполненную водой и перевернутую вверх дном (показывает). Нагреваем окись ртути. (Опыт ставит учитель). Что вы наблюдаете?

Ученик. Выделяется бесцветный газ.

Учитель. Выждем немного времени, пока из прибора не выйдет воздух. Чтобы собрать газ, поместим на конец газоотводной трубки пробирку с водой. Когда пробирка наполнится газом, заткнем отверстие ее под водой пальцем, вынем пробирку из воды и испытаем газ тлеющей лучинкой. Что вы замечаете?

Ученик. При нагревании окиси ртути выделяется газ, в котором тлеющая лучинка вспыхивает.

Учитель. Как называется этот газ?

Ученик. Этот газ называется кислородом.

Учитель. Правильно. Теперь поднимем штатив с прибором так, чтобы вынуть газоотводную трубку из стакана с водой. Повернем держатель с пробиркой так, чтобы она оказалась в наклонном положении отверстием. Вынем из пробирки пробку и внесем в пробирку тлеющую лучинку. Что наблюдаете?

Ученик. В пробирке с окисью ртути собрался кислород.

Учитель. Погасим спиртовку. Итак, что происходит с окисью ртути при нагревании?

Ученик. При нагревании окиси ртути происходит химическая реакция. Из окиси ртути получаются ртуть и кислород.

Учитель. Реакции, при которых из одного вещества получаются два или большее число веществ, называются реакциями разложения. Какая реакция была произведена мной?

Ученик. Реакция разложения. Окись ртути разложилась на ртуть и кислород.

Учитель. Проделайте теперь сами этот опыт (ученики проделывают опыт).

Учитель. В., расскажите последовательно о том, как вы узнали, что окись ртути при нагревании разлагается на ртуть и кислород.

Ученик В. описывает проделанный опыт.

Учитель. Какие реакции называются реакциями разложения?

Ученик. Реакциями разложения называются такие реакции, при которых из одного вещества образуется несколько веществ.

Учитель. Правильно. Урок окончен. Уберите все со стола.

Лабораторный урок проходит успешно, если к нему подготовлено оборудование и учитель предварительно хорошо продумал ход урока. Каждые два ученика делают опыт. В этом случае ученики заняты, и работа идет успешно.

Смешанные уроки с использованием главным образом словесного изложения. Этот вид смешанных уроков применяется в тех случаях, когда в условиях школьного преподавания по тем или иным причинам не может быть принято изложение в сочетании о экспериментом. Проводя эти уроки, учитель должен привлекать учащихся к активному восприятию, осмыслению и закреплению знаний. Приведем пример такого урока в VII классе.

Тема урока: «Химические формулы».

Цель урока — закрепить знания учащихся о химических знаках и ознакомить учащихся с химическими формулами.

Учитель. Д., напишите на доске химические знаки следующих элементов: углерода, водорода, кислорода, серы, железа, цинка, алюминия, серебра,

К., идите к доске, следите за ответом Д. и исправляйте ошибки.

К., прочтите написанные Д. знаки.

Д., изложите, что означают первые четыре знака.

К., изложите, что означают остальные знаки.

К., напишите знаки -следующих элементов: натрия, калия, магния, кальция.

Ф., прочтите эти знаки. Что они означают?

Учитель. Сегодня мы ознакомимся с химическими формулами.

На предыдущем уроке мы познакомились с химическими знаками элементов. Мы узнали, что каждый знак обозначает атом определенного элемента и его атомный вес. Например, Fe — это знак атома железа, S — это знак атома серы. Еще раньше мы узнали, что молекулы сложных и простых веществ состоят из атомов.

С помощью этих химических знаков можно выражать состав молекул. Для этого надо знать: 1) из каких элементов состоит вещество и 2) сколько атомов каждого элемента входит в состав его молекулы. Зная, из каких элементов состоит вещество и сколько атомов каждого элемента входит в состав молекулы, можно выразить его состав химическими знаками. Таким образом, получают химическую формулу вещества. Химическая формула — это выражение состава веществ химическими знаками.

На нескольких примерах разъясним, как это делается.

1) Опытным путем установлено, что железо — простое вещество и состоит из атомов железа. Формулу простого вещества железа мы должны написать так: Fe. В данном случае формула вещества совпадает с химическим знаком элемента.

2) Опытным путем также установлено, что кислород и водород—простые вещества, но что каждая молекула их состоит из двух атомов. Отсюда формула водорода Н2 и кислорода 02. Индекс (указатель) два, написанный внизу химического знака, показывает, что в молекуле содержатся два атома элемента.

3) Точно так же опытным путем установлено, что вода со» стоит из двух элементов: водорода и кислорода. В состав каждой молекулы воды входят два атома водорода и один атом кислорода. Отсюда химический состав воды выражается формулой Н2O.

4) Опытным путем выяснено, что азотная кислота состоит из трех элементов: водорода, азота и кислорода. В молекуле азотной кислоты содержатся один атом водорода, один атом азота и три атома кислорода. Отсюда химическая формула азотной кислоты составляется так: HNO3. Вопрос о том, почему на первом месте пишут водород, на втором — азот, а на третьем — кислород, мы рассмотрим позднее, когда будем изучать кислоты.

Мы рассмотрели вопрос о том, как составляют формулы веществ. Теперь разберем второй вопрос: какие сведения можно приобрести о веществе, если известна его химическая формула?

Мы знаем, что химическая формула воды Н2O. Узнав формулу вещества, мы можем получить много сведений о нем.

Какие это сведения?

1) Вода состоит из двух элементов: водорода и кислорода.

2) Каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода одного атома кислорода.

3) Сложим веса атомов, составляющих молекулу:

Н2 О

1x2+ 16=18 к. е.

Получаем 18 к. е. Таков молекулярный вес воды, выраженный в кислородных единицах.

4) Весовое отношение химических элементов в одной молекуле и, следовательно, в десяти, тысяче, миллионе, миллиарде молекул в любом количестве воды выражается отношением веса всех атомов каждого вида, составляющих молекулу, т. е. 2 : 16= 1 : 8.

После того как атомно-молекулярное учение вошло в химию и химики научились определять число атомов в молекулах веществ, формулы прочно вошли в химическую науку. И это понятно. Наш великий русский ученый Д. И. Менделеев говорил, что химическая формула излагает химику «целую историю вещества». «Это, — говорил Д. И. Менделеев,—есть международный язык, придающий химии, кроме точности понимания, простоту и ясность, основанные на исследовании законов природы».

Учитель. К следующему уроку выучите по учебнику параграф «Химические формулы. Молекулярный вес» и выполните все упражнения, предложенные в конце его.

Учитель. Теперь мы поупражняемся в составлении формул и в раскрытии тех сведений, которые нам дает знание их.

С., напишите формулу сернистого железа, если известно, что молекула его состоит из одного атома железа и одного атома серы (ученик пишет). Что означает эта формула?

М., напишите формулу серной кислоты, если известно, что молекула ее состоит из двух атомов водорода, одного атома серы и четырех атомов кислорода (ученик пишет). Что означает написанная вами формула?

На смешанных уроках знания могут сообщаться учащимся также путем беседы. Если учащиеся имеют хотя бы некоторый запас отправных знаний, то на уроке может быть применена эвристическая беседа. Так, например, урок на тему «Применение и народнохозяйственное значение кислорода» может быть проведен путем эвристической беседы потому, что учащиеся из обыденной жизни знают, что кислород применяется: 1) для дыхания слабых больных, 2) для дыхания летчиков при высотных полетах, 3) для изолирующих противогазов, 4) для ацетиленокислородной резки и сварки. Кроме того, «а уроках химии они узнали химические свойства кислорода.

Опишем этот урок.

Цель урока — закрепить знания о свойствах и получении кислорода и ознакомить учащихся с применением и народнохозяйственным значением его.

Учитель. Д., как вы решили заданную на дом задачу?

Ученик. Нам было задано написать уравнения реакций получения сернистого газа, углекислого газа, фосфорного ангидрида. Вот эти уравнения:

S+ O2=SО2 ↑

C+ O2=CO2 ↑

4Р+5O2 = 2Р2O5.↑

Учитель. В., Е., Н., Р., идите к доске отвечать.

В., получите кислород, пользуясь материалами и принадлежностями, выставленными на столе, а получив, расскажите, как вы это сделали.

Е., расскажите, что вы знаете о физических и химических свойствах кислорода.

Н., когда Е. будет отвечать, вы покажете нам опыты, иллюстрирующие свойства кислорода, использовав кислород, находящийся в цилиндрах на столе.

Р., подготовьтесь к ответу о физиологическом действии кислорода и о нахождении его в природе.

После ответов учащихся и демонстрации ими опытов учитель переходит к сообщению цели предстоящей работы.

Учитель. На этом уроке мы познакомимся с применением и народнохозяйственным значением кислорода (записывает тему урока на доске).

Вспомните, что вы знаете о применении кислорода.

Ученик 1. Кислород применяется летчиками для дыхания, когда они летают высоко над Землей.

Ученик 2. Когда люди очень заболеют, им дают вдыхать кислород из кислородных подушек.

Ученик 3. На стройках больших домов применяют кислород для резки и сварки металла.

Ученик 4. Есть еще такие противогазы, в которых применяется кислород. В них можно находиться в отравленном воздухе.

Учитель. Вы правильно указали применение кислорода. Выясним теперь, почему он нашел такое применение. Вот, например, почему кислород используется летчиками при высотных полетах?

Ученик. Кислород поддерживает дыхание. Чем выше от поверхности Земли, тем воздух реже и в нем заключается кислорода меньше, чем у поверхности Земли. Чтобы дыхание не нарушалось, летчики надевают маски и вдыхают воздух, обогащенный кислородом.

Учитель. Почему кислород применяется для дыхания слабых больных?

Ученик. Слабые больные дышат неглубоко. Поэтому при вдыхании в организм поступает мало кислорода. Когда больные начинают дышать кислородом, организм получает его больше и больные начинают чувствовать себя лучше.

Учитель. Почему кислород используется для противогазов? Кстати, эти противогазы называютсяизолирующими.

Ученик. Кислород поддерживает дыхание. Когда воздух за- ражен вредными для нашего организма веществами и обыкновенный противогаз от них не защищает, то применяют изолирующий противогаз, в который кислород поступает все время из баллона.

Учитель. Вот рисунок изолирующего противогаза (показывает). Из баллона кислород поступает в дыхательный мешок, а из этого мешка при дыхании попадает в легкие. А почему кислород применяется для резки и сварки металлов?

Ученик. Кислород применяется для резки и сварки металлов потому, что в нем лучше горят разные вещества, чем в воздухе, и при этом выделяется так много теплоты, что металлы плавятся.

Учитель. Откройте учебник. Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображена резка металла с помощью ацетиленокислородного пламени. Кто видел когда-нибудь, как производится резка и сварка металлов? (Ученики поднимают руки.) Расскажите, как это происходит.

Ученик. Я видел, как делают отверстия в трамвайных рельсах. Кислород привозят в баллоне и выпускают по резиновой трубке в горелку. В эту же горелку пускают из другого баллона ацетилен, который при горении дает высокую температуру. Железо плавится и горит. Кругом разлетаются яркие искры. В это время становится так светло, что ослепляет глаза. Сварщик работает в темных очках.

Учитель. Итак, мы познакомились с некоторыми применениями кислорода. Позднее вы узнаете, что он применяется при получении чугуна, стали и других ценных материалов. Он имеет большое народнохозяйственное значение, и поэтому производство его согласно принятым XXII съездом решениям с каждым годом будет возрастать. Кислород получают в особых машинах. Воздух в них переводят в жидкое состояние, а из жидкого воздуха затем выделяют кислород, которым наполняют стальные баллоны и в них доставляют его на те места, где он потребляется.

Учитель. К следующему уроку выучите по учебнику параграф «Применение и народнохозяйственное значение кислорода» и ответьте на все вопросы, которые поставлены в конце его.

Учитель. Теперь, У., изложите кратко, что вы узнали о применении и народнохозяйственном значении кислорода.

Как видно из описания урока, учитель использовал запас знаний, имеющийся у учащихся, и привлек их к активному участию в беседе.

На примере описанных выше уроков мы видим, что «смешанные уроки с использованием главным образом словесного изложения» разделяются на несколько видов в зависимости от того, проводится ли сообщение новых знаний путем рассказа или беседы.