Если расположить самостоятельные работы учащихся, выполняемые ими на уроках, от наиболее простых к наиболее сложным, то получится следующий перечень этих работ:

1. Подготовка ответов на вопросы учителя.

2. Упражнения в решении расчетных и качественных задач письменным путем. Контрольные письменные работы.

3. Работа с книгой, справочником и учебником.

4. Помощь учителю в демонстрации опытов и подготовке лабораторных уроков.

5. Выполнение лабораторных опытов на уроке.

6. Решение качественных и количественных задач экспериментальным путем. Контрольные практические работы.

7. Выполнение различных практических экспериментальных работ в лаборатории и составление письменных отчетов.

8. Обработка материалов экскурсий и наблюдений в производстве.

9. Конструирование, проектирование и вычерчивание приборов, моделей производственных аппаратов, схем технологических процессов и изготовление их.

10. Комплексная самостоятельная работа, включающая работу по книге, экспериментальную работу в кабинете, решение задач и другие указанные виды самостоятельной работы.

Все эти виды самостоятельной работы в различных сочетаниях должны применяться в процессе преподавания химии, и, как показывает экспериментальная работа, проведенная нами, до 25—35% учебного времени, отводимого для изучения химии, можно с успехом дела затрачивать на самостоятельные занятия.

Кроме самостоятельных работ, включаемых в урок наряду с другими элементами обучения, могут и должны быть уроки, целиком отводимые для самостоятельной работы, когда учащиеся выполняют экспериментальные задания, читают учебник, подбирают справочный материал, обрабатывают материалы экскурсий и наблюдений в производстве и т. д. Такие уроки целесообразны и необходимы особенно в тех случаях, когда в предшествовавшем обучении ученики получили уже некоторые сведения для самостоятельного овладения новыми знаниями.

Так, например, ученики могут предварительно выполнить самостоятельную работу (поставить опыты, прочесть соответствующие параграфы по учебнику, решить задачи) по таким вопросам, как «Свойства соляной кислоты и ее солей», «Свойства серной кислоты и ее солей», «Свойства солей аммония»,

распознавание удобрений», и затем успешно выслушать и усвоить объяснения учителя.

Самостоятельная экспериментальная работа, проведенная до изложения учителем соответствующего учебного материала, позволяет резко сократить время на изложение. Не надо демонстрировать некоторые опыты, проделанные учениками, излагать многие факты, добытые учениками во время самостоятельной работы, а надо ограничиться только анализом и закреплением памяти изученного ими материала.

Успех в проведении уроков самостоятельной работы обусловливается наличием у учащихся определенных знаний и навыков, доходчивостью письменной инструкции, тщательной подготовкой оборудования и, наконец, предварительным, сопутствующим и заключительным устным инструктированием учащихся со стороны учителя.

На примере урока самостоятельной работы по ознакомлению с соляной кислотой и ее солями покажем методику проведения этого вида уроков.

В начале урока учитель дает следующую устную инструкцию:

«На данном и последующем уроках вам необходимо выполнить лабораторную работу «Ознакомление со свойствами соляной кислоты и ее солей», составить отчет, прочесть и усвоить по учебнику два параграфа: «Хлористый водород и соляная кислота» и «Соли соляной кислоты», решить задачи и подготовиться к ответам на вопросы, помещенные в конце параграфов. На третьем уроке будет проведена проверка, обобщение и оценка вашей работы. Лабораторную работу проводите, пользуясь описанием, данным в учебнике. Всю эту работу выполняйте индивидуально».

После этой инструкции ученики приступают к работе, а учитель наблюдает и проверяет, как они работают, исправляет допускаемые ими ошибки, помогает им при затруднениях, накапливает материал для оценки навыков самостоятельной работы учащихся, следит за тем, чтобы они соблюдали тишину, чистоту и порядок на рабочих местах во время работы.

Указания и советы, которые были даны выше (см. стр. 282— 289) по методике и технике проведения практических лабораторных работ, применимы при проведении уроков данного вида, и ими следует воспользоваться учителю.

На третьем уроке подводятся итоги самостоятельной работы учащихся. Учитель вызывает учеников и предлагает им рассказать, какие опыты они проделали и какие знания при этом получили, отмечает успехи и недостатки в проведении экспериментов, просит учеников рассказать о свойствах хлористого водорода, соляной кислоты и ее солей, предлагает решить задачи и ответить на ряд вопросов, помещенных в учебнике и подготовленных к уроку учителем, обобщает весь добытый научный материал, систематизирует и дополняет его.


Уроки обобщения, систематизации и закрепления знаний, умений и навыков

Обобщение и закрепление знаний должно проводиться в той или иной мере на каждом уроке. Но это не исключает проведения обобщающих и закрепляющих научный материал бесед после изучения ряда вопросов, тем или разделов программы. Такие беседы необходимы для того, чтобы повысить уровень знаний, приобретенных к концу изучения темы, сделать новые обобщения, связать знания по химии с новыми явлениями жизни и обеспечить систематичность, прочность и осознанность

Главными условиями успешного проведения обобщающих и одновременно закрепляющих научный материал бесед являются: а) включение в работу чего-то нового и б) основательная подготовка учащихся к беседе. Беседы, во время которых учащимся ставятся вопросы, на которые в учебнике даны ответы в готовом виде и которые ставятся в том порядке, как излагалась тема, - не вызывают интереса у учащихся. Наоборот, включение

нового (новых вопросов, нового порядка работы и т. д.) неизменно вызывает интерес у учащихся. Чтобы учащиеся пришли на обобщающую беседу подготовленными, им заранее даются на дом соответствующие вопросы-задания. Выполнение таких домашних заданий способствует активному участию школьников в беседе.

Так, например, к обобщающей беседе в VII классе, проводимой после изучения тем «Атомы», «Химические элементы», «Законы химии», может быть дано следующее задание для самостоятельной работы на дому:

1. Используя атомно-молекулярное учение, дайте определения следующим общим химическим понятиям и законам: а) химический элемент, простое вещество, сложное вещество; б) чистое вещество, смесь; в) закон постоянства состава, закон сохранения веса веществ; г) реакция соединения, реакция разложения.

2. Перечислите все сведения, которые дает о веществе химическая формула. Покажите это на двух-трех примерах.

3. Перечислите все сведения, которые дает о реакции химическое уравнение ее. Покажите это на двух-трех примерах.

В целях обобщения и закрепления знаний целесообразно применять сравнение свойств веществ. Так, например, после изучения аммиака может быть предложено задание сравнить между собой аммиак, сероводород, хлористый водород. Сравнение целесообразно произвести по следующему плану: химический состав, физические свойства, химические свойства, действие организм, нахождение в природе, получение и применение.

Во время обобщающей беседы вопросы ставятся всему классу, а затем вызывается один ученик для ответа с места или у доски. Устный ответ сопровождается написанием формул и уравнений реакций и показом опытов. Класс принимает активное участие в исправлении и дополнении ответов.

Для обобщения, систематизации и закрепления знаний ученикам можно также поручать подготавливать рассказы по ряду тем. Вот, например, темы рассказов после изучения серы и ее соединений:

1. Свойства серы как простого вещества. Сходство ее с кислородом и отличие ее от него.

2. Сероводород. Сходство его с водой и отличие его от нее.

3. Формы и свойства кислородных соединений серы.

4. Производство и применение серной кислоты.

Рассказы учащихся на указанные выше темы дают краткую характеристику элемента сера. На каждый рассказ отводится несколько минут. Рассказы учащихся исправляются и добавляются классом.

Вместо рассказов на указанные выше темы может быть использовано решение экспериментальных задач, например:

Задача 1. В две пробирки со свежеприготовленной сероводородной водой прилейте в одну бромной воды, в другую хлорной воды. Наблюдайте. Объясните наблюдения. Что можно сказать

об активности брома и хлора в сравнении с серой?

Задача 2. В пробирку с сероводородной водой бросьте немного окиси ртути и взболтайте. Что наблюдаете? Объясните наблюдения.

Задача 3. В пробирки с раствором сернокислой меди, азотнокислого свинца и сернокислого кадмия прилейте сероводородной воды. Объясните наблюдаемые явления. Напишите уравнения реакций.

Задача 4. В две пробирки с раствором сернистого газа в воде прилейте в одну перекиси водорода, в другую хлорной воды. Докажите, что в каждой пробирке образовалась серная кислота. Объясните образование ее.

Задача 5. Определите, содержит ли выданный вам образец поваренной соли примесь сульфатов.

Задача 6. Докажите на опыте, что в составе медного купороса содержится медь и остаток серной кислоты.

Задача 7. В пробирку налейте приблизительно 1 мл концентрированной соляной кислоты и прибавьте несколько капель концентрированной серной кислоты. Наблюдайте. Объясните наблюдения.

Задача 8. Вам выданы растворы поваренной соли, иодистого натрия, сернистого натрия, сернокислого натрия, сернистокислого натрия. Определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ.

Задачи решаются учащимися по вызову учителя, опыты демонстрируются всему классу. В данном случае урок-беседа переходит в урок-упражнение.

Уроки-упражнения проводятся тогда, когда надо выработать умение составлять формулы и уравнения реакций, решать расчетные и экспериментальные задачи.

Приведем пример урока-упражнения в VIII классе.

Тема урока: «Составление формул окислов, оснований и солей».

Цель урока - повторить правила составления формул окис-

I оснований и солей и путем упражнения закрепить и углубить соответствующий навык.

Сначала учитель опрашивает учащихся по следующим воп-

1. Как составляются формулы окислов? Составьте формулы: а) окиси натрия, б) окиси алюминия.

2. Какие вы знаете одновалентные, трехвалентные, двухвалентные металлы?

3. Назовите металлы с переменной валентностью. Какую валентность они имеют? Как называются окислы металлов с низшей валентностью элемента, с высшей валентностью? Назовите вещества, имеющие следующие формулы:

CuO, Cu2O, FeO, Fe2O3, NiO, Ni2O3.

4. Как составляются формулы оснований? Напишите формулы: а) гидрата окиси натрия, б) гидрата окиси алюминия.

5. Напишите формулы указанных ниже кислот и кислотных остатков их в нормальных и кислых солях (если таковые имеются): а) соляная кислота, б) азотная кислота, в) серная кислота, г) угольная кислота, д) ортофосфорная кислота. Разъясните, как вы составляли эти формулы.

6. Как называются соли: а) соляной, б) азотной, в) серной (нормальные и кислые), г) угольной (нормальные и кислые), д) ортофосфорной (нормальные) кислот?

7. Как составляются формулы солей? Напишите формулы следующих солей: а) хлористого натрия, б) азотнокислого кальция, в) кислого сернокислого калия, г) углекислого кальция, д) ортофосфорнокислого натрия. Объясните, как вы составляли эти формулы.

Опрос по приведенным выше вопросам поможет ученикам выполнить последующие упражнения. Учитель предлагает учащимся достать тетради и ручки, написать в тетради дату и тему урока и дает указание писать в тетради столбиком все то, что будет написано на доске. Затем учащиеся по вызову учителя выходят к доске и выполняют упражнения. Сначала вызываются сильные учащиеся, потом слабые. Ответы учащихся оценивают- я. Составляется список учащихся, отвечающих плохо, чтобы после уроков в ближайшие 4—6 дней провести с ними дополнительные упражнения. Каждый учащийся выполняет у доски одно упражнение и дает необходимые объяснения. Упражнения составляются так, чтобы достигнуть возможно лучшей дифференциации знаний и навыков.

Упражнение 1. Напишите формулы следующих веществ:

окиси серебра, б) окиси калия, в) окиси магния, г) окиси кальция, д) окиси алюминия, е) окиси хрома, ж) окиси меди, з) закиси меди.

Упражнение 2. Напишите формулы следующих веществ: а) окиси железа, б) закиси железа, в) окиси натрия, г) окиси углерода, д) двуокиси углерода, е) сернистого газа, ж) фосфорного ангидрида.

Упражнение 3. Прочтите формулы, написанные на доске, и назовите вещества, имеющие эти формулы.

Упражнение 4. Напишите формулы следующих веществ: а) гидрата окиси калия, б) гидрата окиси натрия, в) гидрата окиси магния, г) гидрата окиси кальция, д) гидрата окиси алюминия, е) гидрата окиси хрома.

Упражнение 5. Напишите формулы следующих веществ а) гидрата окиси меди, б) гидрата закиси меди, в) гидрата окиси железа, г) гидрата закиси железа.

Упражнение 6. Прочтите формулы, написанные на доске, и назовите вещества, имеющие эти формулы.

Упражнение 7. Напишите формулы следующих солей а) хлористого натрия, б) азотнокислого натрия, в) сернокислого натрия, г) кислого сернокислого натрия, е) кислого углекислого натрия, ж) углекислого натрия, з) ортофосфорнокислого натрия. Прочтите написанные формулы и назовите вещества, пользуясь международной химической номенклатурой.

Упражнение 8. Напишите формулы следующих солей а) хлорида кальция, б) нитрата кальция, в) сульфата кальция, г) карбоната кальция. Прочтите написанные формулы и назовите вещества согласно русской номенклатуре.

Упражнение 9. Напишите формулы следующих солей: а) хлористого алюминия, б) азотнокислого алюминия, в) сернокислого алюминия, г) ортофосфорнокислого алюминия. Прочтите написанные формулы и назовите вещества, пользуясь международной технической номенклатурой.

Упражнение 10. Напишите формулы следующих солей а) карбоната калия, б) бикарбоната калия, в) сульфата калия, г) бисульфата калия, д) карбоната магния. Прочтите написанные формулы и назовите вещества, пользуясь русской номенклатурой.

Упражнение 11. Напишите формулы следующих веществ а) хлористой меди, б) хлорной меди, в) хлорного железа, г) хлористого железа, д) сернокислого окисного железа, е) сернокислого закисного железа. Прочтите написанные формулы и назовите соответствующие им вещества.

Упражнение 12. Напишите формулы следующих веществ:

а) азотнокислого серебра, б) окиси серебра, в) сернокислого хрома, г) окиси хрома, д) закиси железа, е) гидрата закиси железа, ж) хлорного железа, з) хлористого железа, и) гидрата окиси железа, к) окиси железа. Прочитайте написанные фор мулы и назовите соответствующие им вещества.

Задание на дом. Возле написанных в классе в тетрадях формул написать названия веществ. Названия солей дать согласно двум номенклатурам.

Если хорошо подобраны примеры, уроки-упражнения приносят большую пользу в деле формирования точных знаний и навыков.

При повторении курса в XI классе большое значение имеют обзорные лекции.

Главными условиями успешного применения обзорных лекций являются: а) проведение их на уровне имеющихся у учащихся теоретических и практических знаний; б) отбор самого существенного материала; в) подбор в небольшом количестве самых существенных опытов; г) систематичность и последовательность изложения; д) конспективность изложения; е) запись на доске таких сведений, переписка которых учащимися в тетради представляла бы собой своеобразное конспектирование.

Приведем конспект обзорной лекции в XI классе на тему «Хлор».

Списывая с доски записи учителя, учащиеся в своих тетрадях в конце лекции будут иметь в сокращенном виде этот же конспект.

I. Положение в периодической системе:

17-й элемент, VII группа, III период, знак С1, атомный вес 35,5.

II. Строение атома хлора

III. Положительная валентность +7, отрицательная —1.

IV. Прогноз свойств, исходя из положения в периодической системе:

1. Должен легко присоединять водород с образованием HCl.

2. Должен легко присоединять металлы с образованием солеи общей формулы MCl, где М — одновалентный металл.

3. Должен быть более активен, чем кислород и сера, и менее активен, чем фтор.

4. Кислородные соединения должны быть не устойчивы.

V. Свойства хлора в свободном состоянии:

1. Физические свойства (демонстрация).

2. Химические свойства:

а) соединяется с водородом на прямом солнечном свету со взрывом:

Н2 + Сl2=2НСl.

б) Соединяется со всеми металлами, например (демонстрация):

Zn + Cl2 = ZnCl2.

Cu + С12 = СиСl2.

в) Соединяется со всеми неметаллами, за исключением кислорода и фтора, например:

2Р + 5С12=2РС15.

г) Растворяется в воде (хлорная вода), взаимодействует постепенно с водой с образованием НС10 и НС1; Н2O + С12= = НСlO + НСl. Белящие свойства.

д) Вытесняет бром, иод и серу из их соединений, например (демонстрация):

2NaBr + Cl2 = 2NaCl + Br2.

Раствор Хлорная вода

2NaJ + Cl2= 2NaCl + J2.

Раствор Хлорная вода

H2S + C12 = 2HC1 + S.

Раствор Хлорная вода

е) Взаимодействует с углеводородами, например:

СН4 + С12= СН3Сl↑ + HCl.

Газ Газ Газ

С2Н4 + С12= C2H4CI2

Газ Жидкость

С2Н2 + 2С12 = С2Н2С14.

Газ Жидкость

3. Физиологическое действие — отравляющее, удушающее вещество.

4. Хлор более активен, чем кислород и сера.

VI. Свойства водородного соединения:

1. Физические свойства хлористого водорода.

2. Химические свойства соляной кислоты.

а) Диссоциирует: НС1↔H++Cl-; соляная кислота — сильная кислота.

б) Взаимодействует с металлами, стоящими в ряду активности металлов до водорода, с основными окислами, основаниями и солями, например:

Распознавание солей соляной кислоты (демонстрация опыта).

VII. Кислородные соединения. Хлорная известь.

VIII. Нахождение хлора в природе в виде NaCl и других

солей.

IX. Получение хлора электролизом хлористого натрия. Механизм электролиза (демонстрация опыта).

X. Применение и народнохозяйственное значение хлора и его

соединений.

XI. Производство соляной кислоты.