Решающим условием успешного проведения уроков является своевременная, всесторонняя и глубокая подготовка всей системы уроков и каждого урока в отдельности.

Разработке системы уроков по курсу каждого класса предшествует определение задач преподавания химии в этом классе и уточнение времени, отводимого на прохождение каждой темы. «Задачи преподавания химии в данном классе формулируются на основе содержания программы, учета итогов учебно-воспитательной работы за предыдущие годы. Распределение времени по темам дано в программе ориентировочно, и учитель на основании личного опыта преподавания химии и учета развития и подготовки учащихся перераспределяет его.

В результате этой работы учитель создает годовой календарный п л а н преподавания химии, в котором указывался даты начала и окончания изучения каждой темы, число уроков, отводимое на нее, общие организационные мероприятия, связанные с улучшением оборудования лаборатории, с организацией экскурсий, наблюдений на производстве, с работой на учебно-опытном участке по агрохимии и т. д.

Составив годовой план, учитель приступает к планированию уроков по каждой теме. Эту работу целесообразно проводить постепенно и начинать с определения задач, стоящих перед изучением каждой темы.

При формулировании задач необходимо предусмотреть: а) сообщение учащимся определенного круга знаний, связанных с жизнью, с трудом учащихся, с практикой коммунистического строительства; б) закрепление знаний, приобретенных при изучении предыдущих тем; в) обогащение понятий, усвоенных ранее, новым содержанием; г) формирование новых умений и навыков и закрепление приобретенных ранее; д) обучение умению применять знания на практике; е) систематизацию знаний, усвоенных по данной теме и полученных ранее; ж) развитие наблюдательности, мышления, воображения и воли учащихся, их инициативы, самостоятельности и пытливости; з) формирование научного мировоззрения.

Учитывая общее число часов, отводимое на изучение темы, и расписание уроков (наличие одно- и двухчасовых уроков), опираясь на программу школы и задачи, поставленные перед изучением данной темы, а также принимая во внимание итоги преподавания предыдущих тем, учитель определяет содержание и методы проведения каждого урока в той последовательности, в какой они будут проведены.

Так возникает план преподавания темы.

В плане формулируются задачи темы, указывается краткое содержание каждого урока (в той последовательности, в которой предполагается излагать материал) и перечисляются методы проведения уроков.

Чтобы показать, как составляется план преподавания темы, приведем пример такого плана по теме «Галогены».

План преподавания темы «Галогены»

Учебно-воспитательные задачи:

1. Достигнуть основательного усвоения учащимися знаний о хлоре и его соединениях и по аналогии с ним знаний о фторе, броме, иоде; ознакомить учащихся с научными принципами производства соляной кислоты; показать значение галогенов в народном хозяйстве СССР.

2. Путем сравнения показать сходство фтора, хлора, брома, иода и их соединений и возможность объединения их на этом основании в естественную группу; разъяснить различие в свойствах этих элементов и их соединений с возрастанием величины атомных весов.

3. Показать, что галогены резко противоположны по свойствам щелочным металлам.

4. Расширить сведения о щелочных металлах (отношение их к галогенам) и закрепить сведения о кислотах и солях на примере изучения соляной кислоты и других галогеноводородных кислот.

Приступить к систематическому применению комбинированных задач по распознаванию веществ, чтобы привить учащимся некоторые аналитические навыки.