Учебно-воспитательная работа учащихся, организуемая учителем с помощью комсомольских, пионерских и ученических организаций сверх учебного плана и программы, вне обычных классных занятий, называется внеклассной работой.

В задачу внеклассной работы по химии входит:

а) развитие интересов, склонностей, способностей и дарований учащихся в области химической науки, техники и производства путем изучения новых вопросов химии;

б) организация трудовой общественно полезной деятельности учащихся (оборудование кабинетов, труд на предприятиях, в колхозах, совхозах, общественно-политическая работа и т. д.), связанной с работой по овладению химической наукой и техникой;

в) организация досуга и разумного развлечения учащихся.

Внеклассная работа по химии призвана расширить и углубить научный кругозор и знания, получаемые учащимися на классных занятиях, более глубоко и широко ознакомить учащихся с историей и достижениями химической науки и техники, вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для практической работы. В процессе внеклассной работы учитель углубляет и расширяет естественно-научные основы диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, разъясняет им вред суеверий и предрассудков, воспитывает учащихся в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, развивает любознательность, пытливость, наблюдательность, инициативу, любовь к чтению, экспериментированию и конструированию, любовь к труду и уважение к нему. Внеклассная работа призвана привлечь к работе по химии наиболее интересующихся и талантливых в этой области молодых людей. Обогащая учащихся новыми знаниями и навыками, поставляя для химического кабинета новое оборудование, изготовленное учащимися, внеклассная работа служит положительным фактором повышения качества уроков по химии.

В каждом классе внеклассная работа строится с учетом тех знаний, умений и навыков, которые получены учащимися при изучении химии. Соблюдение этого принципа необходимо для того, чтобы каждая работа проводилась учащимися сознательно и была понятна для них. Внеклассная работа должна быть посильна учащимся также по объему и характеру выполняемых заданий. Не следует забывать, что, кроме химии, учащиеся изучают другие предметы, участвуют в пионерской и комсомольской работе. Поэтому следует предупреждать перегрузку учащихся внеклассной работой. Эта работа не должна занимать более 2—4 часов в неделю.

Внеклассная работа, способствуя развитию творческих сил и интересов учащихся, помогает поднять успеваемость ранее отставших учеников. Поэтому во внеклассную работу следует вовлекать не только успевающих, но и неуспевающих учащихся.

Внеклассная работа по химии развертывается на основе самодеятельности и творческой инициативы учащихся, направляемых руководителем. При организации внеклассной работы роль учителя также является руководящей и решающей. Задача учителя— разработать примерную тематику для внеклассных занятий с учетом особенностей местного края, разъяснить содержание работы по каждой теме, проинструктировать учащихся, оказать им помощь. Но учащиеся могут выдвигать и свои темы, и если темы им посильны и школа располагает условиями для их выполнения, то и эти темы включаются в план. Выбор содержания работы производится каждым учащимся добровольно и самостоятельно. Но взятую работу каждый учащийся должен выполнить обязательно. Внеклассная работа проводится на основе добровольности в выборе содержания и обязательности в выполнении взятых тем и указаний учителя. Дисциплинированность учащихся — залог успеха внеклассной работы.

Внеклассная работа строится на основе связи теории с практикой, связи познавательной работы с общественно полезной. Надо, чтобы учащиеся не только приобретали знания и умения, но и проводили бы посильную общественно полезную работу, подчиненную учебно-воспитательным целям, как-то: изготовление приборов, таблиц, и моделей для химического кабинета, удобрение почв учебно-опытного участка, борьба с вредителями и болезнями культурных растений на нем и т. д.

Во всей внеклассной работе следует соблюдать коллегиальность и коллективизм. Планы, ход выполнения их и итоги работы обсуждаются учащимися. Учитель обязан внимательно относиться ко всем предложениям, идущим со стороны учеников, и все ценное подхватывать и претворять в жизнь. Коллективизм в организации внеклассной работы следует сочетать с коллективизмом в выполнении ее. Полезно организовать работу группами в 2—5 учащихся над одной и той же темой. Каждый член группы разрабатывает отдельную сторону темы, а коллектив глубоко и всесторонне делает всю работу.

Комсомольская, пионерская и ученическая организации школы помогают учителю изучить интересы учащихся, разработать содержание внеклассной работы, вовлечь учащихся в нее, достигнуть хороших результатов, обобщая их в целях дальнейшего усовершенствования внеклассных занятий учащихся.

Внеклассная работа зарождается на уроках. Здесь учитель называет книги, которые следовало бы прочесть, опыты и экскурсии, которые надо было бы осуществить, наглядные пособия, которые полезно было бы сделать для кабинета, теоретические знания, которые нужно было бы углубить, темы творческих самостоятельных работ, которые следовало бы выполнить, и т. д. Это стимулирует всю внеклассную работу. Результаты, достигнутые во внеклассной работе, используются на уроках: демонстрация опытов учащимися, демонстрация сделанных ими таблиц, рассказы учащихся о виденном на экскурсии, доклады на отдельные темы и пр.

В школах проводится кружковая, массовая и индивидуальная внеклассная работа.