Химический кружок объединяет учащихся различных классов, добровольно ведущих внеклассную работу по химии. Для удобства руководства работой учащихся кружок разделяется на секции по классам. В отдельных случаях кружок может разделяться на секции в зависимости от содержания работы (теоретической, неорганической, органической, технической химии, агрохимии, истории химии, препаративной химии, наглядных пособий). Однако, как правило, кружок лучше разделять по классам, так как содержание работы строится на основе классной работы.

Члены кружка выбирают председателя и секретаря, которые ведут организационную работу в кружке. В тех случаях, когда кружок разделяется на секции, в каждой секции избирается еще свой председатель и секретарь. Председатели и секретари всех секций, председатель кружка и его секретарь образуют совет кружка, который в данном случае занимается всеми организационными вопросами работы. Разумеется, что направляет работу кружка учитель. Руководителями кружков, кроме учителя, могут быть студенты, родители, работники предприятия, шефствующего над школой. Учитывая интересы и подготовку учащихся по химии, а также оборудование кабинета и отведенное для занятий время, учитель определяет содержание, формы и методы работы химического кружка. План работы кружка разрабатываются учащимися при участии его руководителя.

Члены кружка изучают теоретические, экспериментальные, производственные и другие вопросы химии, изготовляют наглядные пособия и приборы, проводят агрохимические мероприятия на учебно-опытном участке, в колхозе и совхозе, участвуют в экскурсиях на химические производства, докладывают на заседании кружка о проведенной теоретической и экспериментальной работе, обсуждают прочитанные книги и пр. Кружок издает химический журнал или периодически выпускает химическую стенную газету или бюллетень. Следует стремиться к тому, чтобы работа кружка по изготовлению наглядных пособий, по агрохимии по изучению местного края имела общественно полезное значение.

О проделанной работе кружок периодически отчитывается перед комсомольским комитетом, учкомом и педагогическим коллективом. Формой отчетов перед учащимися всей школы могут служить химические вечера, на которых члены кружка докладывают о своих теоретических и экспериментальных работах, показывают изготовленные приборы и опыты с ними, а также организация выставок, на которых экспонируются наглядные пособия и препараты, изготовленные химическим кружком для химического кабинета школы, отчеты об экскурсиях, изданные кружком журналы, бюллетени и другие виды работ.

Химический кружок является опорой учителя химии в проведении массовой внеклассной работы. Кружок выступает как зачинатель и организатор химических вечеров, школьных олимпиад, широких читательских конференций учащихся, привлекает к проведению этих мероприятий учащихся, не работающих в кружке.

Каждая секция кружка собирается для коллективной работы один раз в неделю на два часа, чтобы не перегружать учеников внеклассной работой. Ученик, работающий в химическом кружке, не может заниматься в каком-либо другом кружке, кроме спортивного или художественного.

Каждый член или группа членов кружка в несколько человек выбирает определенную тему из числа рекомендованных учителем или выдвинутых учащимися по своей инициативе и одобренных учителем. Разумеется, тематика и содержание работы должны быть посильными для учащихся и развивающими их. Поэтому для одаренных учеников это будет сложная работа творческого характера, а для слабых учеников — это будут небольшие, простые, но полезные для их развития занятия. Учитель разъясняет учащимся содержание и методы работы, указывает литературу по выбранной теме, помогает составить план работы. В плане работы записывается, что прочтут учащиеся, какие теоретические вопросы изучат, какие экспериментальные Работы проделают, какие предметы учебного оборудования изготовят для школы, какую другую общественно полезную работу выполнят, какие доклады сделают на занятиях химического кружка, какие напишут статьи для химического журнала. Руководитель кружка (секции) просматривает, исправляет и утверждает планы, составленные учащимися, и разрешает им приступить к работе. Эти планы совершенствуются в процессе работы.

Занятия химического кружка и его секций бывают разные. Бывают занятия, когда одни учащиеся ведут экспериментальную работу, другие изготовляют предметы учебного оборудования, третьи советуются с учителем по поводу прочитанного или относительно предстоящего доклада, четвертые редактируют и оформляют стенгазету или журнал. Чтобы такие занятия проходили организованно, заводится порядок, когда каждый ученик заранее указывает, что он будет делать на предстоящем занятии, чтобы заблаговременно подготовить необходимое оборудование. Особенно тщательно должна подготавливаться экспериментальная работа и работа по изготовлению наглядных пособий. Заранее собираются необходимые реактивы, материалы, посуда и принадлежности. Этим занимаются дежурные члены кружка в определенное время, отведенное для подготовки кружковых занятий.

Но бывают занятия, когда кружок в полном составе слушает лекцию учителя или приглашенного специалиста, обсуждает доклады-отчеты о работах, выполненных отдельными учащимися или группами учащихся, обсуждает план предстоящей работы кружка, проведение отдельных массовых мероприятий.