В опыте школ утвердились следующие формы массовой внеклассной работы: химические вечера, химические олимпиады, читательские конференции.

Химические вечера являются одним из распространенных видов массовых внеклассных мероприятий. Тематика химических вечеров, встречающаяся в настоящее время, чрезвычайно разнообразна. Наиболее часто используется тематика следующих семи групп:

1. История отечественной химии: а) М. В. Ломоносов — основатель научной химии; б) великий подвиг Д. И. Менделеева в химической науке; в) А. М. Бутлеров — создатель теории химического строения; г) замечательный советский химик Н. Д. Зелинский.

2. Вопросы теории химии: а) теория строения атомов и ее значение для химической науки; б) превращения химических элементов; в) искусственные химические элементы; г) меченые атомы и использование их в химических исследованиях; д) строение молекул.

3. Химия элементов и их соединений: а) кислород в природе и народном хозяйстве; б) химия легчайшего в природе элемента; в) углерод в жизни природы и человека; г) азот в природе и народном хозяйстве СССР; д) фосфор и его соединения; е) кремний в земной коре и в производстве; ж) редкие элементы, их соединения и использование их в жизни человека и др.

4. Вопросы химического производства и химизации народного хозяйства СССР: а) вопросы народного хозяйства в Программе КПСС; б) майский Пленум ЦК КПСС 1958 г. о развитии химической промышленности; в) развитие химической промышленности в семилетием плане 1959— 1965 гг.; г) химическая промышленность нашего края; д) технический прогресс в химической промышленности; е) естественное и искусственное топливо; ж) металлы и сплавы, их производство и применение в жизни; з) предупреждение коррозии металлов и борьба с ней; и) химия в борьбе за высокие урожаи социалистических полей; к) химия и строительная промышленность; л) нефть и ее переработка; м) химическая переработка каменного угля; н) химическая переработка дерева; о) современная промышленность тяжелого органического синтеза; п) полимеры и их значение в современной жизни; р) химия и оборона Советской страны.

5. Химия в борьбе с суевериями и религиозными предрассудками: а) загадочные явления в природе и их научное объяснение; б) чудеса без чудес; в) химия против религии.

6. Занимательная химия: а) вечер занимательных опытов по химии; б) вечер загадок-задач; в) химическая викторина с опытами.

7. Химия в быту: а) мыла и моющие средства; б) производство бумаги; в) химия и средства питания; г) химия и одежда; д) химия и обувь; е) химия и жилище и др.

Активными организаторами и участниками химических вечеров являются члены химического кружка. После обсуждения на заседании кружка тематики и содержания вечеров, которые предполагается устроить в течение года, вопрос о них выносится на обсуждение комитета комсомола или учкома. Организация отдельных вечеров может стать предметом обсуждения комсомольского собрания. Обсуждение комсомольским собранием тематики, содержания, порядка подготовки и проведения вечеров необходимо для того, чтобы обеспечить авангардную роль комсомольцев, привлечь к участию в вечерах возможно больше учащихся, учесть их пожелания и всесторонней критикой обеспечить лучшее проведение вечеров. Всякое массовое мероприятие должно проходить как проявление - инициативы учащихся и учета их мнений при руководящей роли учителя.

Чтобы показать, как готовятся и проводятся вечера, опишем опыт проведения вечера на тему «Великий подвиг Д. И. Менделеева в химической науке».

Вопрос о подготовке вечера сначала обсуждался на заседании кружка, а затем на заседании комитета комсомола. В результате этих обсуждений была намечена следующая программа вечера:

1. Вступительное слово председателя химического кружка.

2. Доклады учащихся на темы:

а) Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и разработка им периодической системы элементов.

б) Исправление Д. И. Менделеевым атомных весов и предсказание химических элементов.

в) Утверждение периодического закона в науке в результате подтверждения практикой предсказаний Д. И. Менделеева.

г) Значение для современной науки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов.

3. Химическая викторина.

4. Заключительное слово учителя.

Подготовка к химическому вечеру началась за 2 месяца до проведения его. Доклады готовились группами по 3 — 5 человек. Все учащиеся сначала прочли литературу, рекомендованную учителем по каждой теме, а затем коллективно составили план доклада, список наглядных пособий и опытов. Распределив работу между собой, стали готовить доклады, наглядные пособия, опыты. Когда были написаны доклады и подготовлены наглядные пособия и опыты, учитель просмотрел и исправил сделанное. Когда все подготовили, было объявлено о дне и часе проведения вечера. Директору, заведующему учебной частью школы, учителям, родительскому комитету и отдельным родителям были даны пригласительные билеты.

Вечер открыл председатель кружка. В своем вступительном слове он сказал: «Д. И. Менделеев, открыв периодический закон и периодическую систему, совершил научный подвиг всемирно-исторического значения. Это открытие сыграло выдающуюся роль в развитии науки. Д. И. Менделеев своим открытием прославил Родину далеко за ее пределами. Мы должны хорошо знать сущность великого открытия и потому устроили этот вечер». Затем председатель сообщил собравшимся программу вечера и предоставил слово первому докладчику.

Первый доклад «Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и разработка им периодической системы элементов». Этот доклад занял 30 мин, так как он сопровождался демонстрацией таблиц и опытов, подготовленных учащимися и характеризовавших свойства элементов, формы и свойства соединений элементов второго и третьего малых периодов, а так-же I и VII групп элементов периодической системы. Демонстрировались также первые варианты периодической системы, разработанные Д. И. Менделеевым.

После ответов на вопросы и дополнений учащихся был заслушан доклад об исправлении Д. И. Менделеевым атомных весов и предсказании химических элементов. Доклад длился 8 мин и сопровождался демонстрацией таблиц, на которых были изображены расчеты атомных весов, а также подход к предсказанию свойств элементов, форм и свойств их соединений.

В докладе «Утверждение в науке периодического закона» было рассказано о том, как подтвердились предсказания. Д И. Менделеева и как это принесло торжество периодическому закону. (Были показаны также таблицы, сравнивающие материалы предсказаний с материалами опытного изучения элементов, предсказанных Д. И. Менделеевым и открытых учеными. Доклад продолжался 10 мин.

В докладе о значении периодического закона и периодической системы элементов для современной науки было показано, что они составили основу для планомерного изучения химических элементов, предсказания новых химических элементов и их открытия, изготовления новых искусственных химических элементов, для открытия сложного строения атомов. Была приведена характеристика великого подвига Д. И. Менделеева, данная Ф. Энгельсом. Доклад занял 10 мин.

В состав химической викторины вошел целый ряд вопросов — загадок и задач, преследующих цель проверить, насколько учащиеся усвоили материал, изложенный в докладах, и знают ли биографию Д. И. Менделеева. Вот некоторые вопросы, предложенные учащимся: «В каком году родился Д. И. Менделеев? Сколько лет он жил? В каком году он умер? Кто были родители Д. И. Менделеева? В каких учебных заведениях учился Д. И. Менделеев? Кто учил Д. И. Менделеева химии? Назовите фамилии ученых, которые первые сделали попытки классифицировать химические элементы. Почему эти попытки не увенчались успехом? Как формулировал периодический закон Д. И. Менделеев? Как формулируют периодический закон в настоящее время? Какими свойствами обладает 85-й химический элемент? Назовите химические элементы, которые имеют свойства, аналогичные свойствам теллура. Назовите элементы, которые имеют свойства, аналогичные свойствам бария. В каких странах и кем были открыты элементы, предсказанные Д. и. Менделеевым? Какое значение имеет открытие периодического закона для развития современного естествознания?»

Вопросы один за другим ставил ученик, ведущий вечер, ответы учащихся исправлялись коллективно.

В конце вечера учитель обобщил материал докладов, исправил ошибки и недостатки, оценил доклады и работу учащихся,

проведенную по изготовлению наглядных пособий и по подготовке опытов, оценил участие школьников в викторине и пожелал успеха в подготовке новых вечеров.

Несколько иначе устраиваются вечера занимательной химии. В основу их кладется демонстрация занимательных опытов и объяснение их учащимися, присутствующими на вечере. Опыты показывают учащиеся.

Химические вечера имеют большое воспитательное и образовательное значение. Организаторы и активные участники вечера вырабатывают организационные навыки и умение самостоятельно работать, а учащиеся, которые присутствуют на вечере, проникаются интересом к химии и желанием заниматься ею. Вечера побуждают новых учащихся вступить в члены химического кружка.

Химические олимпиады занимают видное место среди массовых форм внеклассной работы по химии. Олимпиады проводятся в школе и вне ее.

Химическая олимпиада — это открытое соревнование учащихся в овладении химической наукой и приложениями ее в жизни и производстве. Цель химической олимпиады — выяснение глубины и широты усвоения учащимися химии и элементов химической технологии, овладения экспериментальными навыками, открытие наиболее подготовленных учащихся для последующей работы с ними, возбуждение среди учащихся глубокого интереса к химии и стремления к дальнейшему умножению своих познаний. Для выявления объема и глубины знаний учащихся, и овладения ими химическим экспериментом составляются вопросы-задачи для письменного ответа и экспериментальные задачи для лабораторного решения.

Почин в проведении школьных олимпиад принадлежит учителю 525-й школы Москвы П. А. Глориозову, члену-корреспонденту Академии педагогических наук РСФСР. Свой опыт он описывает в статье «Опыт проведения олимпиад в школе», помещенной в журнале «Химия в школе» № 2 за 1951 г. П. А. Глориозов педагогически правильно разрешил вопросы, связанные с проведением химических олимпиад, и поэтому все, что будет сказано о них ниже, представляет собой обобщение его опыта.

Химические олимпиады целесообразно устраивать в начале третьей четверти. В первом полугодии устраивать химические олимпиады еще рано, так как учащиеся в это время только приобретают знания по программе данного класса. В четвертой четверти проводить поздно, так как эта четверть отводится для завершения программы и подготовки учащихся к предстоящим экзаменам.

Инициатором и организатором проведения химической олимпиады являются пионерская и комсомольская организации школы. К участию в олимпиаде привлекаются все классы школы.

Для проведения олимпиады создается комиссия под председательством учителя, в состав которой входят по одному ученику от каждого класса. Комиссия разрабатывает условия проведения олимпиады и оповещает всех учащихся о порядке проведения ее. Химический кружок является опорой учителя и комиссии в проведении олимпиады.

И Олимпиада проводится в два тура. В первом туре учащиеся решают пять задач на дому, и сдают их в комиссию. За каждую правильно решенную задачу ученику насчитывается два очка, я за каждую задачу, решенную неполно или неточно, насчитывается одно очко. После проверки всех работ, ко второму туру допускаются учащиеся, набравшие не менее 7 очков.

Для проведения второго тура отводится два занятия. На первом занятии каждый учащийся письменно решает три задачи, аналогичные тем, что были даны для первого тура. На втором занятии учащиеся решают две экспериментальные задачи. Оценка решения письменных и экспериментальных задач во втором туре проводится так же, как и в первом туре. Во время решения экспериментальных задач обращается внимание на то, как выполняют учащиеся операции, насколько это отвечает установленным требованиям.

Победителями олимпиады считаются ученики, получившие не менее 18 очков. Итоги олимпиады подводятся на вечере, где объявляется приказ директора и выдается премия (книги) победителям олимпиады. На этом вечере, как правило, ставятся доклады двух учеников, победивших на олимпиаде, на химические темы по выбору комиссии.

Наиболее ответственным моментом химической олимпиады является составление задач для первого и второго туров. Приведем примеры этих задач:

VII класс.

1. В четырех банках, закрытых пробками, находятся водород, воздух, кислород, азот. Как узнать, какой газ находится в каждой банке?

2. Два ученика получили в лаборатории кислород из различных веществ: один получил из бертолетовой соли, другой — из окиси ртути. Одинаковое ли количество этих веществ необходимо для получения одного и того же количества кислорода? Дайте ответ с пояснениями.

3. Сколько сернистого железа получится, если нагреть смесь 56 г железа и 56 г серы?

4. Как получить медь из малахита? Опишите опыты, которые нужно для этого проделать. Нарисуйте приборы, в которых нужно провести соответствующие реакции; напишите уравнения этих реакций.

4. Какие вы знаете два сложных вещества, которые можно разложить на элементы и вновь получить путем химического соединения этих элементов? К ответу дайте пояснения.

VIII класс. 1. В трех пробирках находятся: в одной - окись меди, в другой — окись кальция, в третьей — окись ртути. По каким внешним признакам вы отличите друг от друга эти три вещества? Какими опытами вы можете подтвердить ваше заключение?

2. Напишите уравнения всех практически осуществимых реакций, с помощью которых можно получить сернокислый магний.

3. Какими способами в производстве осуществляются следующие переходы: С → СО → Fe? Напишите уравнения реакций и дайте соответствующие пояснения.

4. В четырех банках, закрытых пробками, находятся углекислый газ, окись углерода, метан, воздух. Как узнать, какой газ находится в каждой банке?

5. Какие реакции надо осуществить, чтобы совершить следующие переходы:

Zn→ZnO→ZnSO4→Zn(NO3)2.

Напишите уравнения реакций и дайте соответствующие пояс нения.

XI класс. 1. Назовите соли натрия, при взаимодействии которых с концентрированной серной кислотой выделяются газы. Напишите уравнения реакций с каждой солью и укажите, как вы будете испытывать эти газы для выяснения состава исходных солей.

2. Вычислите концентрацию в процентах, насыщенного при 20° С раствора сахара.

3. В лаборатории имеются бертолетова соль, концентрированная серная кислота, хлористый натрий и вода. С помощью каких реакций можно получить хлор, используя только указанные выше вещества? Напишите уравнения этих реакций, сопровождая их соответствующими пояснениями.

4. В плотно закрытой колбе сжигали 1 г фосфора. Оставшийся после сжигания (не сгоревший) фосфор весил 0,767 г Каков объем этой колбы?

5. Сколько миллилитров концентрированной серной кислоты удельного веса 1,839 нужно взять для приготовления 500 мл 1 М раствора?

X класс. 1. При радиоактивном распаде элемента произошло отщепление от ядра его атома α-частицы. Как изменились при этом атомный вес и заряд ядра этого элемента и куда может быть помещен в периодической таблице элементов продукт этого радиоактивного превращения?

2. На основании помещенного ниже описания свойств металла решите, о каком металле идет речь. Металл не взаимодействует с разбавленными соляной и серной кислотами. Его окисел может быть получен следующим путем: металл растворяют в азотной кислоте и осаждают окисел, добавляя щелочи. Из 2,32 г окисла этого металла может быть получено 2,16 г металла. Найдите атомный вес металла, если известно, что в окисле он одновалентен. Напишите уравнения реакций: а) этого металла с разбавленной азотной кислотой, если известно, что при этом образуется окись азота; б) осаждения окисла его из полученной соли.

3. Среди четырех пробирок с порошками черного цвета находятся пробирка с окисью меди, пробирка с двуокисью марганца, пробирка с сернистым железом и пробирка с углем. С помощью каких реакций можно определить, в какой пробирке какое вещество находится?

4. Окисел некоторого четырехвалентного элемента содержит 72,7% кислорода. Вычислите атомный вес элемента и по нему определите, о каком элементе идет речь.

5. В химическом кабинете имеются следующие вещества: а) хлористый магний, б) азотнокислый аммоний, в) серная кислота, г) едкий натр. Требуется получить не менее 11 новых веществ, не применяя никаких других веществ, кроме перечисленных и из них полученных. Приведите уравнения реакций, которые для этого нужно провести, и укажите условия этих реакций.

XI класс. 1. На складе имеются удобрения: аммиачная селитра, хлористый калий, суперфосфат и фосфоритная мука. Как определить каждое удобрение? Напишите уравнения реакций и сделайте соответствующие пояснения.

2. В лаборатории имеются вещества: СаСО3, H2SO4, NaCl. Нарисуйте прибор, пользуясь которым и указанными веществами, можно было бы получить СО2 На рисунке сделайте пояснительные надписи; напишите уравнения реакций.

3. Напишите фамилии известных вам четверых русских ученых химиков-органиков и укажите их важнейшие труды.

4. Исходя из уксусного альдегида, нужно получить органическую кислоту, одноатомный спирт, простой эфир, сложный эфир, галогенопроизводное углеводорода, двухатомный спирт. Напишите уравнения реакций получения этих веществ и укажите условия, при которых протекают эти реакции.

5. Какую концентрацию (в процентах) должен иметь раствор едкого натра, полученный действием 2,3 г металлического натрия на 100 г воды?

В качестве примеров экспериментальных задач для второго тура могут быть предложены следующие задачи:

VII класс. 1. Из малахита получите медь. Проделайте опыты зарисуйте приборы, которыми вы пользовались. и окись свинца Определите опытным путем, в какой пробирке находится каждое из этих веществ. Зарисуйте приборы и напишите уравнения реакций.

VIII класс. 1. Пользуясь выставленными на столе реактивами, получите раствор хлористого магния всеми возможными способами. Проделанные опыты кратко опишите.

2. Пользуясь выставленными на столе, реактивами и приборами, получите углекислый газ и докажите всеми возможными способами, что полученное вами вещество есть действительно углекислый газ.

IX класс. 1. Пользуясь выставленными на столе реактивами и приборами, получите хлористый водород и соляную кислоту. Докажите всеми возможными способами, что полученное вами вещество есть действительно кислота и что эта кислота соляная. Зарисуйте приборы и кратко опишите опыты.

2. Среди трех пробирок с веществами имеются: одна — с NaCl, одна — с Na2C03, одна — с NaOH. Определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ. Решение задачи кратко опишите.

Учащимся младших классов разрешается решать задачи старших классов. Победителями считаются учащиеся, получившие 15 очков.

Разумеется, условия олимпиады, изложенные выше, не могут рассматриваться как обязательные для всех случаев. Число задач может меняться. Вместо 5 можно брать от 3 до 7 задач. Для экспериментального решения можно дать не 2, а 3 или 4 задачи, в зависимости от конкретных условий работы в школе. Условия олимпиады могут изменяться ежегодно

Итоги проведения олимпиады обсуждаются на комсомольском собрании с целью выяснить мнение комсомольцев об организации и результатах проведения олимпиады. Такое обсуждение имеет огромное значение для более совершенного проведения олимпиад в последующие годы.

Школьные химические олимпиады имеют настолько большое значение в повышении качества знаний и экспериментальных навыков учащихся, в развитии интереса их к химии, в пробуждении творческих сил учеников, в выборе учащимися профессии, что опыт этих олимпиад заслуживает самого широкого распространения.

Вне школы химические олимпиады проводятся университетами, педагогическими институтами, городскими и областными отделами народного образования, институтами усовершенствования учителей, отделениями Всесоюзного химического общества имени Д. И. Менделеева.

Пионером в разработке методики организации и проведения химических олимпиад является химический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В течение последних лет факультет ежегодно про- химические олимпиады с участием Московского городского отдела народного образования и Московского отделения Всесоюзного химического общества имени Д. И. Менделеева статью проф. А. Н. Терентьева и А. Н. Володиной в журнале «Химия в школе», № 2, 1951 г.).

Химические олимпиады проводятся Московским университетом в два тура. В первом туре, проводимом заочно, предлагается 5 задач, на которые учащиеся должны дать письменные ответы. Второй тур проводится очно и состоит в решении экспериментально-практических задач, которые заключаются в получении отдельных неорганических и органических продуктов, в простейших аналитических испытаниях. Как вопросы первого тура, так и экспериментально-практические задачи для второго тура рассчитаны на то, чтобы определить, насколько прочно учащиеся владеют кругом знаний по школьной программе, а также сведениями сверх программы, относящимися к неорганической, органической и технической химии, истории отечественной химии, химизации народного хозяйства СССР, почерпнутыми из научно-популярной литературы и публичных лекций.

Химической олимпиаде предшествует большая подготовительная работа. Факультет силами студентов организует в школах и у себя химические кружки учащихся, которые занимаются разнообразными вопросами химии. Кроме того, разрабатываются вопросы и задачи для предварительных упражнений. Они отпечатываются и широко распространяются в школах. Устраиваются также предварительные лекции профессоров и академиков.

Химические олимпиады с каждым годом привлекают все большее и большее число учащихся, выявляют талантливую молодежь,^ которая впоследствии поступает в университет на химический факультет. Это одно из средств возбуждения интереса и любви учащихся к химической науке, привлечения молодежи к работе в области химии, повышения в школах качества химических знаний, ознакомления учащихся с университетом и его научными силами, что имеет огромное знание для выбора учебного заведения и будущей профессии.

Чтение научно-популярной химической литературы является широко распространённым видом внеклассной работы. Выдающимся специалистом по внеклассному чтению по химии является С.Д. Давыдов. Им проводится огромная работа по изучению научно-популярной книги для учащихся и организации внеклассного чтения в школах. Ниже мы излагаем в сжатом виде опыт С. Д. Давыдова.

Чтобы организовать внеклассное чтение учащихся, необходимо прежде всего дать им список рекомендательной литературы и позаботиться о том, чтобы книги согласно этому списку были приобретены школьной библиотекой, районной библиотекой, библиотеками клубов. На основании многолетнего опыта С. Д. Давыдов составил и издал список книг для внеклассного чтения по химии с краткими аннотациями.

Организатором внеклассного чтения выступает химический кружок. Он оформляет плакаты «Рекомендуемая учащимся литература для внеклассного чтения по химии» и вывешивает их для всеобщего обозрения в библиотеке и возле химического кабинета. На этом плакате помещается объявление о том, когда учитель дает консультации учащимся по внеклассному чтению. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. В отдельном объявлении сообщаются темы, даты читательских конференций и сроки, к которым следует прочесть определенные книги и продумать вопросы (эти вопросы приводятся в объявлении), чтобы принять участие в читательской конференции.

Конференции юных читателей научно-популярной литературы по химии проводятся по наиболее интересным книгам, выпущенным ранее, например: Писаржевский О. «Дмитрий Иванович Менделеев», изд. АН СССР, М., 1959; Морозов А. А. «Михаил Васильевич Ломоносов», изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», М., 1955, а также по новым книгам, мнение учащихся о которых еше неизвестно учителю и обсуждение которых имеет большое значение как для организации последующего внеклассного чтения, так и для подготовки отзывов авторам и издательствам. В состав вопросов включаются примерно следующие: а) О чем рассказывается в каждой главе данной книги? б) Понравилась ли вам данная книга и почему? в) Какие главы или разделы книги больше всего удались автору и почему? г) Какие разделы или главы книги не удались автору и почему? д) О чем в книге не рассказано, но хотелось, чтобы было рассказано? е) Как следовало бы усовершенствовать со держание, построение и язык книги?

На предварительных консультациях учитель выясняет, кто из учащихся будет выступать на читательской конференции, знакомится с содержанием выступлений, помогает усовершенствовать их. Надо обеспечить, чтобы выступления учащихся не повторяли друг друга, чтобы на конференции было последовательно рассказано содержание всех глав и чтобы была дана критика и оценка книги. Если окажутся подготовленными 8—10 учащихся, то читательская конференция может состояться.

Конференцию открывает и проводит председатель химического кружка. Сначала выступают заранее подготовившиеся учащиеся, а затем те, у которых по ходу дискуссии возникнет необходимость высказаться. Итоги конференции подводит учитель Во время конференции ведется протокол; к нему прилагаются в письменном виде выступления, если они были заранее написаны учащимися. На основании этого материала химический кружок составляет отзыв о книге и направляет его автору и соответствующему издательству.

Читательские конференции повышают интерес и критическое отношение учащихся к научно-популярной литературе, привлекают к внеклассному чтению новые контингенты учащихся, развивают их научные и художественные вкусы, способствуют повышению идейно-политического воспитания. Вместе с тем это важная форма общения юных читателей с издательствами и авторами и форма помощи последним в создании научно-популярных книг по химии.

Отчетные конференции и выставки. В конце учебного года члены химического кружка устраивают отчетную конференцию, посвящённую смотру самостоятельных творческих работ, и выставку наглядных пособий, изготовленных для химического кабинета. Все, что было сделано в течение года, размещается по столам, на рейках и полках по стенам химического кабинета. На приборах, таблицах, моделях, на раздаточном материале, на письменных докладах указывается, какими учениками и из какого класса это сделано.

Открытие конференции и выставки происходит в торжественной обстановке. На открытие приглашаются директор и заведующий учебной частью, учителя, шефы, родители, члены кружка, все желающие учащиеся. Конференцию и выставку открывает директор школы. Затем предоставляется слово председателю химического кружка и председателю секции по оборудованию химического кабинета, если такая существует при химическом кружке. В кратких докладах ученики рассказывают о проделанной работе, демонстрируют сделанные приборы, модели и другие наглядные пособия, коротко освещают перспективы предстоящей работы, призывая учащихся принять в ней участие в новом учебном году. На каждое выступление отводится как можно меньше времени, однако столько, сколько необходимо для того, чтобы разъяснить выполненную самостоятельную работы, продемонстрировать опыт, дать характеристику наглядного пособия. Конференция заканчивается объявлением приказа директора по школе, в котором отмечаются учащиеся, проделавшие наиболее выдающуюся творческую работу или работу по улучшению оборудования химического кабинета. Отдельные учащиеся премируются книгами или другими подарками от имени директора и родительского комитета школы. В течение последующих 1-2 дней выставка остается открытой для обозрения учащихся, родителей, а также гостей из других школ.

Химические журналы, стенгазеты, бюллетени издает редколлегия химического кружка. В составе редколлегии должны быть учащиеся, хорошо владеющие письменной речью и имеющие вкус к литературной работе, а также учащиеся, обладающие хорошим почерком, навыками рисования и черчения.

Редколлегия заранее определяет тематику и ориентировочное оглавление каждого номера журнала, газеты, бюллетеня. Номер журнала или газеты начинается передовой. Далее идут статьи, освещающие содержание взятой для данного номера темы. Затем отводится место для химических задач, шарад и вопросов, требующих химической смекалки. И наконец, в журнале или газете освещается текущая работа химического кружка, а также массовые внеклассные мероприятия по химии. Поступивший материал тщательно редактируется литературной частью редколлегии, исправляется авторами и после утверждения учителем оформляется учащимися, выделенными редколлегией для этого дела. Журнал иллюстрируется рисунками, вырезками из газет и фотографиями.

Химические бюллетени посвящаются отдельным вопросам работы химического кружка или отдельным массовым мероприятиям. Их цель — информировать всех учащихся о предстоящей или о проведенной внеклассной работе.

Химический журнал поступает в библиотеку-читальню школы и выдается для чтения учащимся школы. Химическую газету и бюллетени вывешивают на видном месте возле химического кабинета.