Ниже приводится примерное содержание внеклассной работы по химии. Оно может и должно изменяться в зависимости от опыта учителя, успехов, достигнутых учащимися, оборудования кабинета, производственного окружения и т. д. В каждой теме под цифрой 1 излагается содержание теоретической работы; под цифрой 2 — содержание экспериментальной работы; под цифрой 3 — экскурсионно-туристская работа и под цифрой 4 — общественно полезная работа учащихся.

VII класс

I. М.В. Ломоносов – основоположник научной химии

1. Работа Ломоносова в области химии: открытие закона сохранения массы веществ, разработка и применение в химии атомно-молекулярного учения, изготовление цветных стекол, работы по металлургии. Биография М.В. Ломоносова.

2. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения веса веществ, не демонстрировавшийся на уроках. Опыты, иллюстрирующие молекулярное учение, не демонстрировавшийся при изучении данного вопроса в классе.

4. Выпуск журнала, посвященного М. В. Ломоносову. Вместо журнала могут быть выпущены стенгазета или бюллетень. Проведение читательской конференции по книге А. А. Морозова «Михаил Васильевич Ломоносов» или по какой-либо другой книге о М. В. Ломоносове.

Изготовление схем приборов, которыми пользовался М. В. Ломоносов в опытах по прокаливанию металлов. План химической лаборатории, устроенной Ломоносовым при Академии наук.

II. Химические превращения веществ

1. Условия возникновения и протекания химических реакций. Ускорение химических реакций при повышении температуры и при использовании катализаторов. Явления, сопровождающие химические реакции: выделение или поглощение теплоты и света, выпадение осадков, изменение цвета, выделение электрического тока и др. Реакции соединения, разложения, обмена и замещения, окислительно-восстановительные реакции, реакции нейтрализации.

2. Взаимодействие серы с алюминием и медью. Взаимодействие кислорода с серой, фосфором, углеродом, железом. Вытеснение меди и свинца железом и цинком из сернокислой меди и азотнокислого свинца. Взаимодействие водорода с окисью свинца и двуокисью свинца. Разложение гидрата окиси меди и гидрата окиси железа. Нейтрализация едкого натра соляной кислотой (опыт с бюреткой). Взаимодействие азотнокислого свинца с иодистым натрием, окиси железа и окиси магния с серной кислотой, гидрата окиси меди и гидрата окиси магния с соляной кислотой и т. д.

4. Изготовление таблиц: «Условия возникновения и протекания химических реакций», «Явления, сопровождающие химические реакции», «Классификация химических реакций».

III. Кислород, озон

1. Физические и химические свойства кислорода и озона. Получение кислорода и озона и применение их в народном хозяйстве.

2. Получение кислорода при разложении бертолетовой соли, перекиси водорода и при взаимодействии двуокиси марганца с серной кислотой. Наполнение газометра кислородом. Растворимость кислорода в воде. Сжигание в кислороде различных веществ. Получение озона и ознакомление с его свойствами.

3. Экскурсия на завод для получения жидкого воздуха и кислорода.

4. Изготовление таблиц: «Применение кислорода в народном хозяйстве», «Схема получения кислорода путем разложения воды электрическим током», «Схема получения кислорода из воздуха». Изготовление модели изолирующего противогаза.

Выпуск журнала, посвященного кислороду. Проведение вечера на тему «Кислород. Горение».

V. Воздух

1. История работ М. В. Ломоносова и Лавуазье по установлению состава воздуха и ниспровержению теории флогистона. Работы Рамзая по анализу воздуха. Состав воздуха. Роль воздуха в химических превращениях веществ. Воздух как промышленное сырье. Свойства жидкого воздуха.

2. Обнаружение в воздухе водяных паров, углекислого газа, пыли, кислорода, азота. Горение в воздухе различных веществ. Опыты с жидким воздухом (демонстрирует учитель) Коррозия железа в воздухе и меры предупреждения ее.

3. Экскурсия на тему «Вентиляция»; экскурсия на завод жидкого воздуха.

4. Изготовление приборов для анализа воздуха. Изготовление таблиц: «Состав воздуха», «Использование воздуха в промышленности», «Коррозия железа в воздухе».

Выпуск журнала, посвященного истории исследования состава воздуха.

V. Водород

1. Физические и химические свойства водорода. Нахождение его в природе. Получение его в лаборатории. Промышленные способы получения водорода. Применение водорода в народном хозяйстве. История открытия водорода.

2. Получение водорода действием натрия, кальция и железа на воду. Получение водорода действием металлов на кислоты. Наблюдение легкости водорода путем наполнения водородом детских воздушных шаров. Восстановление водородом металлов из окиси меди, окиси свинца и двуокиси свинца.

3. Экскурсия на завод, где получают водяной газ.

4. Изготовление различных аппаратов регулируемого действия для получения водорода. Изготовление таблиц: «Способы промышленного получения водорода», «Применение водорода в народном хозяйстве».

Выпуск журнала на тему «Водород».

VI. Вода

1. История исследования состава воды. Физические и химические свойства воды. Народнохозяйственное значение воды.

2. Обнаружение в веществах гигроскопическои воды. Перегонка воды с применением различных холодильников. Разложение воды электрическим током. Взаимодействие воды с калием, натрием, кальцием, магнием, железом. Обнаружение растворенных в воде твердых и газообразных веществ. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Наблюдение изменения растворимости в воде твердых веществ при изменении температуры. Наблюдение растворимости в воде жидких веществ (спирта, глицерина, эфира). Наблюдение растворимости в воде воздуха и углекислого газа и изменения растворимости этих газов с изменением температуры. Определение растворимости поваренной соли, селитры и медного купороса при различной температуре. Приготовление растворов определенной процентной концентрации. Выращивание кристаллов.

3. Экскурсии на водоочистительную станцию и в аптеку (для наблюдения работы перегонного куба).

4. Изготовление постоянно действующего прибора для получения дистиллированной воды. Выращивание кристаллов. Изготовление таблиц: «Использование воды в народном хозяйстве СССР», «Схема аппаратов для анализа состава воды».

Выпуск журнала на тему «Вода в природе и жизни человека».

VIII класс

I. Окислы, основания, кислоты и соли

1-. Взаимосвязь окислов, оснований, кислот и солей между собой. Способы получения в лаборатории и в промышленности окислов, кислот, оснований и солей. Понятие об основной химической промышленности. Применение и народнохозяйственное значение окислов, кислот, оснований и солей.

2. Опыты, иллюстрирующие взаимодействие окислов, кислот, оснований и солей между собой: взаимодействие серной и соляной кислот с окисью магния, окисью меди, окисью железа, с гидратом окиси магния, гидратом окиси меди, гидратом окиси железа, с карбонатом и бикарбонатом натрия; взаимодействие растворов едкого натра и едкого кали с сульфатом меди, с хлорным железом, с окисью углерода; взаимодействие хлорида бария с сульфатами, нитрата серебра с хлоридами, карбоната натрия с солями кальция, бария, магния. Получение гидрата окиси меди, гидрата окиси железа, гидрата окиси магния при взаимодействии едкого натра с соответствующими солями. Получение окиси меди окислением меди и разложением гидрата окиси меди. Получение окиси железа разложением гидрата окиси железа. Получение фосфорной кислоты гидратацией фосфорного ангидрида. Получение азотной кислоты действием серной кислоты на селитру. Получение сульфата меди, сульфата цинка, сульфата магния, сульфата железа и других солей различными способами. Осуществление экспериментальным путем перехода от меди к окиси меди, сульфату меди, гидрату окиси меди, окиси меди и меди.

3. Экскурсия в цехи химических заводов, изготовляющих соли, основания, кислоты.

4. Изготовление для химического кабинета нерастворимых оснований, отдельных солей и окислов.

Изготовление таблиц: «Классификация неорганических веществ», «Связь окислов, кислот, оснований и солей между собой», «Способы получения окислов, кислот и оснований», «Способы получения солей», «Изготовление раздаточного материала на темы «Окислы», «Кислоты», «Основания», «Соли».

[1] Минеральные удобрения

1. Потребность растений в азоте, фосфоре, калии, боре, марганце, молибдене и других элементах. Минеральные удобрения, их свойства и использование их в сельском хозяйстве. Туковая промышленность СССР. Достижения туковой промышленности в СССР и задачи развития ее согласно Программе КПСС.

2. Распознавание удобрений. Опыты на учебно-опытном участке по применению удобрений с целью выяснения потребности почв в удобрениях и повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

3. Экскурсия на склад удобрений. Ознакомление со способами и результатами применения удобрений в колхозе, совхозе.

4. Определение потребности почв колхоза в удобрениях. Опыты на полях колхоза по применению удобрений с целью повышения урожайности отдельных культур.

Изготовление раздаточного материала «Минеральные удобрения». Изготовление диаграмм, иллюстрирующих экономическую целесообразность применения удобрений. Изготовление таблиц: «Определение потребности почв в удобрениях», «Внесение удобрений в почву», «Подкормка растений».

III. Углерод и его соединения

1 Естественное и искусственное топливо. Получение и свойства древесного угля. Природный газ и использование его в народном хозяйстве. Производство воздушного и водяного газов. Подземная газификация каменных углей. Развитие топливной промышленности в СССР. Химическая переработка каменного угля. Химическая переработка дерева и торфа. Развитие в СССР химической переработки каменного угля, дерева, торфа и сланцев. Соли угольной кислоты в природе.

2. Термическое разложение дерева, торфа и каменного угля и ознакомление с продуктами разложения. Свойства сухого льда. Соли угольной кислоты. Ознакомление с известняками. Получение поташа из золы.

3. Экскурсии на газовый завод, коксохимический завод, на завод термического разложения дерева или торфа, на известковообжигательные печи, на завод сухого льда.

4. Изготовление приборов для термического разложения дерева, торфа и каменного угля, для получения поташа из золы. Изготовление моделей: огнетушителя, газогенератора, коксовой батареи. Изготовление таблиц: «Схема завода для термического разложения дерева», «Схема коксохимического производства», «Схема производства воздушного и водяного газа», «Схема подземной газификации каменных углей». Изготовление раздаточного материала на темы: «Естественное и искусственное топливо», «Продукты химической переработки каменного угля», «Продукты химической переработки дерева».

Выпуск журнала «Химическая переработка каменного угля, дерева и торфа». Проведение химического вечера на тему «Химическая переработка каменного угля, дерева и торфа».

IV. Металлы

1. Физические и химические свойства металлов. Сплавы. Производство чугуна и стали. Успехи черной металлургии в СССР и задачи дальнейшего развития ее. Технический прогресс в черной металлургии. Коррозия железа и предупреждено ее. Цветная металлургия. Производство меди и ее сплавов. Развитие цветной металлургии в СССР.

2. Химические свойства железа, меди и других металлов. Опыты по выяснению сущности коррозии металлов и способов предупреждения ее.

3. Экскурсия в доменный, мартеновский и бессемеровский цехи. Экскурсия на медеплавильный завод.

4. Изготовление моделей доменной, мартеновской и бессемеровской печей. Изготовление таблиц: "Схема производства чугуна», «Схема производства стали мартеновским способом», «Схема производства стали бессемеровским способом», «Схема производства меди». Изготовление коллекции чугунов, сталей, сплавов меди. Проведение вечера и выпуск журнала на тему «Черная металлургия в нашей стране».

IX класс

I. Щелочные металлы

1. Добыча солей калия в Соликамске. Производство щелочных металлов. Получение едкого натра и едкого кали. Сода и поташ. Народнохозяйственное значение соединений калия и натрия. Производство соды.

2. Получение соды. Получение едкого натра взаимодействием соды с известью. Получение едкого кали взаимодействием поташа с известью. Получение щелочей электролизом.

3. Экскурсии к местам добычи поваренной соли, на завод для получения соды, едкого натра и других соединений щелочных металлов.

4. Изготовление приборов для получения соды и едкого натра. Изготовление таблиц: «Схема производства едкого натра», «Схема производства соды», «Применение натрия и его соединений», «Применение калия и его соединений». Изготовление раздаточного материала по теме «Щелочные металлы»

Выпуск журнала на тему «Щелочные металлы».

II. Галогены

1. Физические и химические свойства, получение и применение галогенов. Галогеноводородные кислоты и их соли. Качественные реакции галогеноводородных кислот и их солей. Производство соляной кислоты сульфатным способом. Гипохлориты. Хлорная известь. Беление тканей. Народнохозяйственное значение галогенов и их соединений.

2. Получение хлора действием соляной кислоты на двуокись марганца и действием серной кислоты на смесь хлористого натрия и двуокиси марганца. Приготовление хлорной воды. Свойства хлорной воды. Получение хлористого водорода и соляной кислоты. Получение гипохлоритов и наблюдение их окислительных свойств. Получение хлорной извести и наблюдение ее белящих свойств. Получение брома действием серной кислоты на смесь двуокиси марганца и бромистого калия, а также действием хлорной воды на раствор бромистого калия. Растворимость брома в керосине, бензине и бензоле Взаимодействие бромной воды с металлами. Получение бромистого водорода действием серной кислоты на бромистый

калий. Растворение бромистого водорода в воде. Свойства бромистоводородной кислоты. Получение иода действием хлора на йодистый калий. Возгонка иода. Растворимость иода в воде, спирте и других растворителях. Качественные реакции хлориды, бромиды, иодиды. Качественные реакции хлора, брома и иода. Сравнительная устойчивость галогеноводородов.

2 . Экскурсии на завод производства соляной кислоты, на водопроводную станцию для наблюдения хлорирования воды, текстильную фабрику для наблюдения отбелки тканей.

3 Монтаж прибора для получения хлора с поглощением избытка его щелочью. Составление действующей модели получения соляной кислоты на заводах сульфатным способом. Изготовление таблиц: «Применение хлора», «Применение соляной кислоты», «Применение брома и иода». Изготовление схемы и модели: «Производство соляной кислоты синтетическим способом», «Производство соляной кислоты сульфатным способом». Приготовление хлорной, бромной и йодной воды, растворов соляной и бромистоводородной кислот.

Выпуск журнала на тему «Галогены». Организация химического вечера на тему «Щелочные металлы и галогены».

III. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева

1. Попытки классификации химических элементов до Д. И. Менделеева. История открытия Д. И. Менделеевым периодического закона. История утверждения в науке периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева. Значение открытия периодического закона и периодической системы для дальнейшего развития науки. Ф. Энгельс о научном подвиге Д. И. Менделеева. Углубление понимания периодического закона в связи с открытием сложного строения атомов. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева.

2. Опыты, показывающие изменение свойств простых веществ, форм и свойств соединений химических элементов третьего периода: свойства натрия, окиси натрия и гидрата окиси натрия; свойства магния, окиси магния и гидрата окиси магнии; свойства алюминия, окиси алюминия и гидрата окиси алюминия; свойства кремния, кремниевого ангидрида и кремниевой кислоты свойства фосфора, фосфорного ангидрида и фосфорной кислоты; свойства серы, сероводорода, серного ангидрида и серной кислоты; свойства хлора и хлористого водорода. Опыты, иллюстрирующие сходство, различие и закономерности в изменении с свойств простых веществ и соединений калия, натрия, хлора и брома, кислорода и серы.

3. Изготовление таблиц: "Триады Деберейнера". "Октавы Ньюлендса", «Первая таблица периодической системы

Д. И. Менделеева (1869 г.)», «Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (1871 г.)», «Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (1907 г.)».

Выпуск химического журнала и проведение вечера на тему «Жизнь и научная деятельность великого русского ученого Д. И. Менделеева». Проведение читательской конференции по книге Олега Писаржевского «Дмитрий Иванович Менделеев».

IV. Строение атомов

1. История открытия сложного строения атомов: открытие электронов, естественной и искусственной радиоактивности, открытие ядра, протонов, нейтронов и других элементарных частиц, установление слоистого расположения и движения электронов вокруг ядра. Значение теории строения атомов для объяснения химической связи, химических свойств элементов и физического смысла периодического закона и периодической системы. Ядерные реакции. Атомная энергия. Освобождение энергии при ядерных реакциях и использование ее для практических целей. Успехи ученых Советского Союза в изучении и практическом использовании ядерных реакций.

2. Опыты с катодными и рентгеновскими трубками, с каме рой Вильсона и спинтарископом.

3. Экскурсии в физическую лабораторию вуза для наблюдения катодных и рентгеновых лучей, опытов с радиоактивными веществами и др. Экскурсии в рентгеновский кабинет. Экскурсия к атомному реактору.

4. Изготовление таблиц по истории открытия сложного строения атомов. Выпуск журнала «Строение атомов», проведение химического вечера «Теория строения атомов и ее значение для химии».

V.Растворы. Теория электролитической диссоциации

1. Растворение как физико-химический процесс. Основы теории электролитической диссоциации. История возникновения и развития теории электролитической диссоциации (Аррениус, Коновалов, Каблуков, Семенченко и др.). Электролиз. Кристаллы и их строение.

2. Изменение температуры при растворении веществ в воде. Кристаллизация. Выращивание кристаллов поваренной соли, квасцов, медного купороса и других веществ. Выветривание и расплавление кристаллов. Электропроводность растворов. Электропроводность уксусной кислоты и ее солей. Электропроводность растворов едкого натра и едкого аммония. Диссоциация хлорной меди в воде и ацетоне. Скорость выделения водорода цинком из растворов серной и уксусной кислот. Электролиз хлорной меди, сернокислой меди, едкого натра. Наблюдение движения ионов при электролизе. Получение коллоидных растворов и исследование их свойств.

3. Экскурсия на завод электролитического получения металлов. Экскурсия в электролизный цех.

4. Изготовление приборов для испытания электропроводности растворов, для электролиза растворов, для наблюдения явления Тиндаля. Изготовление коллекции кристаллов. Изготовление моделей кристаллов и кристаллических решеток. Изготовление таблиц и графиков растворимости веществ в воде.

Выпуск журналов на темы: «Растворы», «Кристаллы». Проведение вечера на тему «Растворы в природе и жизни человека».

X класс

I. Металлы

1. Химические свойства металлов. Способы предупреждения коррозии металлов. Общие способы получения металлов. Хром и его соединения. Марганец и его соединения. Сплавы и значение их в народном хозяйстве. Производство меди и ее сплавов. Производство магния и его сплавов. Производство алюминия и его сплавов. Производство феррохрома и ферромарганца. Производство легированных сталей. Металлургическая промышленность СССР, ее достижения и задачи дальнейшего развития. Редкие металлы в современной технике.

2. Взаимодействие металлов с кислородом, серой и хлором. Взаимодействие металлов с водой. Взаимодействие металлов с кислотами. Получение металлов восстановлением из окислов водородом и углем, вытеснением из растворов солей металлами, электролизом водных растворов и расплавов. Использование алюминотермии для получения металлов. Опыты по изучению сущности коррозии металлов и способов предупреждения ее. Свойства меди, хрома, марганца и их соединений.

3. Экскурсии на металлургический завод, в электролитический цех металлообрабатывающего завода.

4. Применение соединений металлов для борьбы с вреди- елями и болезнями растений на учебно-опытном участке. Изготовление таблиц: «Схема производства магния», «Схема производства алюминия». Изготовление моделей доменной печи, мартеновской печи, бессемеровского конвертера. Изготовление раздаточного материала на тему «Металлы и их сплавы».

Выпуск журнала на тему «Металлы и их сплавы». Проведение вечера на тему «Металлы и их сплавы в технике и производстве.

II. Жидкий воздух

1. Способы получения жидкого воздуха. Свойства жидкого воздуха. Получение азота, кислорода и инертных газов из жидкого воздуха и использование их в производстве.

2. Экспериментальная работа, проводимая при непосредственном участии учителя: фонтан под действием испарения жидкого воздуха, состав жидкого воздуха, замораживание ртути и других жидкостей в жидком воздухе, затвердевание газов в жидком воздухе, свойства металлов в жидком воздухе, цвет веществ при температуре жидкого воздуха, горение лучинки и ваты, смоченных жидким воздухом.

3. Экскурсия на завод жидкого воздуха или жидкого кислорода.

4. Изготовление схемы производства жидкого воздуха.

Выпуск журнала «Жидкий воздух». Проведение химического вечера на тему «Жидкий воздух».

III. Сера

1. Аллотропные видоизменения серы. Химические свойства серы. Сероводород и его соли. Серный ангидрид и серная кислота. Значение серы и серной кислоты в народном хозяйстве СССР. Производство серной кислоты контактным и нитрозным способом.

2. Получение октаэдрической, призматической и пластической серы. Перегонка серы. Взаимодействие серы с металлами. Получение сероводорода синтезом из серы и водорода и взаимодействием серной кислоты с сернистым натрием и сернистым железом. Растворение сероводорода в воде. Взаимодействие сероводородной воды с солями. Свойства солей сероводородной кислоты. Получение сернистого газа сжиганием серы, взаимодействием меди с концентрированной серной кислотой и сульфита натрия с серной кислотой. Получение жидкой двуокиси серы. Растворение сернистого газа в воде Взаимодействие сернистого газа с сероводородом. Взаимодействие сернистого газа с окислителями. Получение серного ангидрида и взаимодействие его с водой. Получение серной кислоты нитрозным способом. Свойства серной кислоты. Качественные реакции на сульфиды, сульфиты, сульфаты.

3. Экскурсии на сернокислотный завод, на завод для производства солей серной кислоты.

4. Изготовление действующих лабораторных моделей получения серной кислоты контактным и нитрозным способом. Изготовление моделей: печи для обжига колчедана, электроочистительной камеры, промывной башни, продукционной башни, окислительной башни, контактного аппарата. Изготовление

«Применение серы», «Схема производства серы», «Схема очистки серы», «Применение серной кислоты в народном хозяйстве», «Схема производства серной кислоты контактным способом», «Схема производства серной кислоты нитрозным способом». Изготовление раздаточного материала по теме « Сера».

Выпуск журнала на тему «Сера и серная кислота». Устройство химического вечера на тему «Сера и серная кислота».

III. Азот и фосфор

1. Свойства, получение и применение азота. Аммиак. Кислородные соединения азота. Производство азотной кислоты. Свойства, получение и применение фосфора и его соединений. Производство фосфора, фосфорной кислоты. Удобрения. Туковая промышленность СССР. Производство азотных и фосфорных удобрений. Достижения и задачи химизации сельского хозяйства. Азот и оборона страны.

2. Получение азота из воздуха и селитры. Получение аммиака при нагревании смеси хлористого аммония с известью и при нагревании водного раствора аммиака. Горение аммиака в кислороде. Растворимость аммиака в воде. Взаимодействие аммиака с кислотами, получение солей аммония. Растворимость солей аммония. Возгонка солей аммония. Термическое разложение хлористого аммония. Качественные реакции на аммиак и соли аммония. Получение закиси азота и исследование ее свойств. Получение окиси азота и наблюдение превращения окиси азота в двуокись азота на воздухе. Получение двуокиси азота. Получение азотной кислоты при взаимодействии селитры с серной кислотой. Получение азотной кислоты* окислением аммиака в присутствии меди. Горение в азотной кислоте угля. Растворимость солей азотной кислоты. Горение угля и серы в расплавленной селитре. Качественные реакции, на азотную кислоту и ее соли.

Свойства красного фосфора. Получение фосфорного ангидрида. Получение фосфорной кислоты. Качественные реакции на фосфорную кислоту и ее соли.

Растворимость азотных и фосфорных удобрений в воде. Распознавание удобрений. Опыты с применением химических удобрении на учебно-опытном участке и на образцово-показательных участках колхозов и совхозов.

3. Экскурсии в колхоз или совхоз для ознакомления с различными видами удобрений, способами их хранения и применения для повышения урожайности полей; экскурсия в

политехнический музей.

4. Изготовление приборов для наблюдения взаимодействия аммиака с кислотами и получения солей аммония, для сжигания аммиака в кислороде, для получения азотной кислоты путем окисления аммиака в присутствии меди. Изготовление таблиц: «Круговорот азота в природе», «Схема производства аммиака и азотной кислоты», «Схема производства нитрата аммония», «Схема производства фосфорной кислоты», «Схема производства суперфосфата». Изготовлений модели производства аммиака и азотной кислоты. Изготовление моделей: колонны синтеза аммиака, контактного аппарата для окисления аммиака. Изготовление раздаточного материала на темы: «Азот и его соединения», «Фосфор и его соединения», «Удобрения».

Выпуск журналов на темы: «Производство аммиака, азотной кислоты и ее солей», «Успехи и задали химизации народного хозяйства СССР». Проведение химических вечеров на темы: «Производство аммиака, азотной кислоты и ее солей», «Химия и сельское хозяйство».

XI класс

I. Кремний

1. Свойства кремния и его соединений. Природные соединения кремния: горные породы и минералы. Производство стекла, цемента, керамических изделий и использование их в строительстве. Минеральный состав почв.

2. Получение аморфного кремния. Получение геля мета- кремниевой кислоты. Соли метакремниевой кислоты. Получение стекла и исследование его свойств. Свойства цемента. Минеральный состав местных почв.

3. Экскурсии на стекольный, цементный, керамический заводы, на завод строительных блоков и панелей, на стройку.

4. Изготовление таблиц: «Схема производства стекла», «Схема производства цемента». Изготовление моделей стеклоплавильной и цементной печей и стенда «Строительные материалы». Выпуск журналов на темы: «Производство стекла и цемента», «Химия строительных материалов». Проведение химического вечера на тему «Кремний в жизни природы и в производстве».

II. Органические соединения

1. Сведения из истории развития органической химии. Современные представления о химическом строении органических веществ. Роль русских ученых в развитии органической химии. Углубление знаний об углеводородах, галогенопроизводных углеводородов, спиртах, альдегидах и кетонах, карбоновых кислотах, простых и сложных эфирах, углеводах, нитро соединениях, аминах и белках. Инсектофунгициды, гербицид, стимуляторы роста и использование их в сельском хозяйстве. Полимеры: каучуки, пластмассы, искусственные и синтетические волокна. Промышленность тонкого и тяжелого органического синтеза. Развитие в СССР промышленности органического синтеза.

2. Качественный элементарный анализ органических веществ Растворение каучука в бензине. Взаимодействие каучука с бромом. Разложение каучука при нагревании. Открытие серы в резине. Перегонка и крекинг нефти. Очистка бензина и и керосина.

Получение этилового спирта брожением сахара. Получение этилового спирта из этилена. Обнаружение воды в спирте. Приготовление абсолютного спирта. Химические свойства спирта. Получение эфира из этилового спирта. Этиловый спирт и эфир как растворители.

Получение формальдегида. Получение пластмасс. Получение уксусного альдегида окислением этилового спирта. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена. Получение уксусной кислоты и продуктов сухой перегонки дерева. Химические свойства уксусной кислоты: отношение ее к металлам, основным окислам, основаниям, солям, взаимодействие ее с этиловым спиртом, отношение к окислителям.

Получение уксусноэтилового эфира. Растворимость жиров. Омыление жиров. Свойства стеариновой кислоты. Получение мыла из стеариновой кислоты. Получение кислоты из мыла. Взаимодействие мыла с солями.

Химические свойства глюкозы. Превращение глюкозы в спирт. Химические свойства свекловичного сахара. Получение свекловичного сахара из свеклы. Гидролиз сахара. Гидролиз крахмала. Получение крахмальной патоки. Получение спирта из крахмала. Нитрование клетчатки и опыты с нитроклетчаткой. Получение искусственного волокна.

Получение нитробензола. Получение анилина. Химические свойства нитробензола и анилина. Свертывание белков. Цветные реакции белков.

Получение синтетических волокон.

2. Экскурсии на нефтеперегонный завод, коксохимический завод, спиртоводочный завод, на завод уксусной кислоты, на крахмало-паточный завод, на мыловаренный завод, на парфюмерную фабрику, на анилино-красочный завод и т. д.

3. Изготовление приборов для перегонки нефти, для крекинга нефти, для получения этилового спирта из крахмала, для получения искусственного волокна и др. Изготовление таблиц: «Схема производства политена», «Схема производства бута- диен-стирольного каучука», «Схема производства ацетатного шелка», «Схема производства синтетической уксусной кислоты», «Схема нефтеперегонного завода», «Схема мыловаренного производства». Приготовление раздаточного материала на темы: «Каучуки и изделия из них», «Нефть и продукты ее переработки», «Пластмассы и изделия из них», «Искусственное волокно», «Синтетическое волокно».

Выпуск журналов на темы: «Великий русский химик А. М. Бутлеров», «Выдающиеся русские химики Н. Н. Зинин, B. В. Марковников, Н. Д. Зелинский». Проведение химического вечера на тему «Успехи органической химии». Проведение читательской конференции по книге акад. Н. Д. Зелинского и М. М. Азатина «Великий русский химик А. М. Бутлеров». Полевые опыты по применению инсектофунгицидов, гербицидов и стимуляторов роста.

III. Химия местного края

1. Воды местного края. Почвы. Потребность местных почв в удобрениях. Полезные ископаемые местного края. Химические производства. Состав сельскохозяйственных продуктов.

2. Анализ вод местного края. Анализ почв. Исследование состава минералов и горных пород местного края. Опыты, иллюстрирующие научные основы местных химических производств. Анализ сельскохозяйственных продуктов.

Выпуск журнала и проведение химического вечера на тему «Химия нашего края». Проведение полевых опытов по oпределению потребности почв в удобрениях.