Претворяя в жизнь указания ЦК КПСС и Совета Министров СССР об усовершенствовании методов и организационных форм обучения, о всемерном развитии самостоятельной работы и активности учащихся, данные в тезисах о перестройке школы, многие передовые учителя нашей страны, особенно Липецкой и Ростовской областей, Татарской АССР, развернули большую творческую работу по дальнейшему улучшению методики обучения.

Во всех случаях, когда это возможно, ученики под руководством этих учителей самостоятельно приобретают новые знания (лабораторные опыты, работа с книгой, решение задач и пр.), объясняют (комментируют) примененные при этом действия, связывают новый материал с ранее пройденным, закрепляют его в памяти. В процессе этой работы учителя наблюдают, как учащиеся усваивают знания и навыки, исправляют обнаруженные в них недостатки, и если такое наблюдение почему-либо затруднено, то с этой же целью специально опрашивают учеников.

Сообщение, осмысление, систематизация, закрепление новых знаний, повторение ранее приобретенных, обобщение всех полученных, контроль за ходом усвоения, оценка его — все эти моменты процесса обучения перемежаются и переплетаются на уроке. Вследствие этого урок разделяется на иные части, чем разделялся раньше, а именно на вводную, основную и заключительную. Основная часть урока проводится в быстром темпе и приобретает характер напряженной активной работы всего класса под руководством учителя. На эту часть урока затрачивается около 40 мин. Остальное время, около 5 мин, занимают вводная и заключительная части урока, которые отводятся на учет отсутствующих, проверку выполненных и разъяснение новых домашних заданий. Вследствие такого проведения уроков учебное время используется с большим эффектом, чем раньше.

В этих школах значительно повысилась успеваемость и сократилось второгодничество.

Однако достигнутые передовыми школами результаты не являются, конечно, пределом. Их можно и нужно развивать дальше.— это тем более необходимо, что в описанном выше опыте не решены еще многие важные педагогические вопросы. Не решен вопрос о том, чтобы ученики изучали учебный материал свойственными им темпами и вопрос о дифференцированном подходе к учащимся при организации самостоятельной работы в целях развития их индивидуальных задатков и способностей. Для многих учеников, которые работают медленным темпом, быстрый темп, принятый на уроке, является утомительным. Ученики устают также от громкого комментирования и проговаривания учебного материала. Контроль за усвоением знаний и навыков и подкрепление учащихся в достигнутых успехах отодвигаются на значительное количество времени от того момента, когда ученик ими овладевает. Вследствие этого осуществление обратной связи приобретает задержанный характер.

Необходимо отметить также, что учителя этих школ много времени затрачивают на подготовку уроков, особенно на составление различных видов заданий для самостоятельной работы учеников. Это трудоемкая работа, требующая большого напряжения сил учителя. Ее нужно облегчить, создав специальные пособия для самостоятельной работы учеников. Такие пособия предоставят возможность ученикам работать тихо, без особого напряжения, свойственным каждому темпом, затрачивая минимум своих сил. Эти пособия тем более необходимы, что объем научной информации быстро увеличивается и только при хорошо организованной самостоятельной активной работе учащихся на уроке можно достигнуть усвоения ее в большем количестве и более качественно без увеличения сроков обучения. Увеличение же сроков обучения нежелательно, так как оно сокращает время продуктивного использования в народном хозяйстве творческих сил каждого члена общества.

В дальнейшем усовершенствовании процесса обучения в целом и опыта липецких, ростовских, казанских и других учителей в частности неоценимую помощь может оказать всестороннее использование новых областей научного знания: кибернетики (науки об управлении сложными процессами с целью достижения оптимальных результатов), математической логики и статистики, теории вероятностей и теории информации, электроники и вычислительной техники, широко внедряемых сейчас в естественные и общественные науки.

Применение достижений этих наук в области дидактики и методики по инициативе акад. А. И. Берга уже нашло себе место в опыте так называемого программированного обучения.