Для программированного обучения рабочие места учащихся организуются так, чтобы все, что потребуется при самостоятельной работе, было всегда на столе или на определенных местах в кабинете. Учитывая, что самостоятельная работа будет происходить часто, кабинет химии нужно превратить в лабораторию. Для этого столы учащихся оборудуются постоянными низкими (чтобы не загораживать учителя) полками, на которых всегда находится строго определенный набор реактивов, посуды, принадлежностей, необходимых для собирания приборов и для выполнения опытов. На стенах лаборатории необходимо поместить справочные таблицы, графики, диаграммы, которые могут потребоваться в процессе самостоятельной работы учащихся, а на специальной полке — справочники, наборы диапозитивов и другие учебные пособия. В лаборантской следует оборудовать место для демонстрации диапозитивов и кинофильмов.

Зная, над какими вопросами будут в течение ближайшего времени работать учащиеся, учитель сосредоточивает на демонстрационном столе принадлежности для демонстрации дополнительных опытов, запасные образцы раздаточного материала, измерительные приборы и инструменты, наборы фотографий, таблиц, чертежей и другой дидактический материал, который может потребоваться отдельным учащимся или учителю во время занятий.

Нужно предусмотреть, что даже при очень хорошо составленном программированном учебнике у отдельных учащихся будет возникать много вопросов, с которыми они начнут обращаться к учителю. При 40 учащихся в классе учителю будет сложно оказать помощь всем ученикам, если учитель не привлечет некоторых из них к этому делу. Одним из способов такого привлечения является распределение всего класса на пары (тройки) с тем, чтобы в каждой паре (в каждой тройке) был один ученик, обладающий способностью лучше другого (двух других) самостоятельно работать, наблюдать, делать выводы, быть внимательным к просьбам товарищей, приходить к ним на помощь, достаточно хорошо объяснять изучаемое и т. д. Таким образом, это не обязательно отличник (таких учеников в классе немного), это просто сильный в указанных выше отношениях ученик. Всего в классе учитель будет иметь около 13—20 помощников, которые всегда окажут первую помощь своим товарищам по рабочему месту. Самопомощь в парах и тройках способствует воспитанию коллективизма и выработке у учащихся с ранних лет умения не только самостоятельно работать, но и пропагандировать добытые знания.

Пока учащиеся еще не приобрели необходимых навыков, самостоятельную работу по программированному учебнику целесообразно проводить на уроке в течение 35 мин, а остальные 10 мин затрачивать на коллективное занятие. Но как только у учащихся накопится опыт самостоятельной работы, образуются соответствующие навыки (это происходит через 2—3 месяца), объем самостоятельной работы по программированному учебнику увеличивается сначала до 2 часов, а в конце года до 3 ча- сов подряд. На коллективные занятия в это время отводится каждый раз 1—2 урока. Они используются не только для проверки и обобщения знаний, но и для дополнения их новыми, приобретение которых не было включено в самостоятельную работу ввиду сложности опытов или сложности вопросов. Эти дополнительные знания сообщает учитель. В старших классах продолжительность самостоятельной работы по программированному учебнику может быть доведена до 4 часов подряд.

Отсюда становятся ясными общие принципы планирования учебной работы по теме. В плане изучения темы предусматриваются:

1) Вводное коллективное занятие, на котором учитель знакомит учеников с задачами предстоящей работы, связывает предстоящую работу с ранее выполненной, дает необходимые Общие инструкции и указания. На этом же вводном занятии воспроизводится тот главный учебный материал из предшествующего опыта учащегося, который составляет основу для усвоения нового материала.

2) Учебные задания по программированному учебнику в течение 1—3 часов в VII, VIII и IX классах и в течение 2—4часов в X и XI классах, чередующиеся с обычными классными коллективными занятиями продолжительностью 1—3 уроков.

3) Заключительные занятия по теме, на которых проводятся обобщение, систематизация и проверка усвоения учебного материала по всей теме. Чем старше класс, тем чаще заключительные занятия должны носить характер конференций, на которых выслушиваются доклады учеников о проделанной ими самостоятельной работе по ранее выбранным темам. Дома ученики обязательно повторяют пройденное на уроке, по своему желанию изучают дополнительный материал или продвигаются по программе дальше. В отдельных случаях всем ученикам предлагается дома выучить новый материал по программированному учебнику.

Общая инструкция для работы учащихся по программированному учебнику дается в следующем виде:

1. Каждый ученик работает по учебнику самостоятельно, только в крайнем случае обращается за помощью к своему товарищу или учителю.

2. Учебник разделен на главы, главы — на параграфы, параграфы—на порции (учитель предлагает ученикам убедиться в этом, перелистав книгу).

3. Ученик переходит к следующей порции только после того, когда ответит на все вопросы и выполнит все задания, которые к ней приведены.

4. В учебнике на третьей странице внизу, считая от данной, приведены ответы на контрольные вопросы и решения помещенных на ней задач. Ответы имеют те же номера, что и вопросы, а решения задач — те же номера, что и условия задачи. Однако ни в коем случае не следует заглядывать на третью страницу, где приведены ответы и решения, до тех пор, пока самостоятельно не будет решена задача или не будет сформулирован ответ на поставленный вопрос. Только самостоятельное решение задач и самостоятельные поиски ответов дадут возможность хорошо усвоить учебный материал.

5. Если данный в учебнике ответ на вопрос или приведенное в нем решение задачи учащемуся непонятно, то надо обратиться к соответствующим разделам учебника, еще раз прочитать и продумать их, чтобы понять, почему дан именно такой ответ или приведено именно такое решение задачи.

6. Нужно чисто и аккуратно вести записи в своей рабочей тетради, внося в нее все то, о чем сказано в учебнике, а также все то, что найдет необходимым ученик. Нужно помнить, что тетрадь характеризует работу ученика. Поэтому надо стремиться, чтобы тетрадь была красивой, с серьезными, осмысленными записями.

7. Практические лабораторные занятия нужно выполнять точно по приведенным в учебнике инструкциям. Не начинать ни одного опыта, не прочтя инструкцию от начала до конца, не усвоив ее.

8. Каждый ученик работает своим темпом, но не тратит времени зря. Ученики, выполнившие свою работу раньше других, получают дополнительные задания, приведенные в учебнике.

9. Контрольные задания преследуют цель выяснить, насколько ученик успешно усвоил пройденное. Поэтому надо особенно серьезно отнестись к их выполнению: проверить формулировки и расчеты, написание слов и фраз, чтобы не было ошибок, сделать записи чисто и красиво. Все задачи следует решать возможно более кратким способом. Ученик может выполнить не только те контрольные задания, которые ему даны, но может выполнить и все те задания, которые приведены в учебнике. Разумеется, в последнем случае он будет иметь повышенную оценку своей работы.

Готовясь к занятиям, на которых ученики будут самостоятельно работать по программированному учебнику, учитель составляет таблицу, в которой в первой графе указывает номера рабочих мест, во второй — фамилии учащихся на каждом рабочем месте, в третьей, четвертой, пятой и т. д. — названия параграфов учебника и даты, когда эти параграфы будут изучены учениками. В свободных клеточках полученной таким образом таблицы учитель отмечает, за какими учениками он будет вести наблюдение, с какими он побеседует во время занятий, чтобы дать оценку их работы. На каждом занятии надо проверять работу 3—4 пар и на этом основании выставлять в журнал оценки за работу 6—8 учащимся.

Проверяя работу учеников, учитель узнает, какие у них возникают затруднения, что недостаточно правильно усваивается учениками, и, таким образом, подбирает материал для предстоящих коллективных занятий. Свои наблюдения и намерения он записывает на оборотной стороне таблицы. Таким образом, эта таблица будет представлять собой дневник самостоятельной работы учащихся.