На III съезде РКСМ В. И. Ленин говорил: «...нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов... без которых не может быть современного образованного человека» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 31, стр. 263). Вместе с тем В. И. Ленин указывал, что нельзя огра­ничиться усвоением фактов, надо самостоятельно критически разобраться в них так, чтобы коммунизм «... был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современ­ного образования» (там же, стр. 264). Руководствуясь этим указанием В. И. Ленина, можно сформулировать ряд принципов, которыми надо пользоваться при обучении химии, чтобы воспи­тать у учащихся коммунистическое мировоззрение:

а) Систематическое, последовательное и доказательное озна­комление учащихся с фактами науки и глубокое критическое осмысление приобретаемых научных знаний учащимися.

б) Ознакомление учащихся с химическими фактами главным образом путем наблюдения и опыта, чтобы обеспечить восприя­тие веществ и их превращений такими, какие они есть, т. е. материалистически.

в) Всесторонний анализ изучаемых веществ и их превраще­ний, выделение отдельных сторон и их свойств, а также соеди­нение, связь, синтез этих сторон и свойств для отражения изу­чаемых веществ и их превращений во всей конкретности.

г) Прослеживание существенных и закономерных связей дан­ного явления с другими явлениями с целью установления зако­нов его существования, изменения и развития.

д) Систематический показ того, что качественные изменении веществ происходят скачкообразно, под влиянием количествен­ных изменений, вследствие прибавления или убавления материи и движения.

е) Систематический показ противоположных сторон и тен­денций в атомах, их соединениях и химических реакциях, «борь­бы» этих противоположностей и обусловленности этим превра­щения одних веществ в другие.

ж) Нахождение сходства и отличия изучаемых веществ и их

Превращений с другими веществами и их превращениями, изу­ченными ранее (сравнение и противопоставление).

з) Теоретическое обобщение фактов и законов и последова­тельное применение теории при изучении новых фактов и зако­нов, чтобы охватывать их в стройной системе.

и) Истолкование результатов изучения веществ и их превра­щений с точки зрения материалистической теории познания, осу­ществление при этом антирелигиозного воспитания.

к) Связь преподавания с жизнью, трудом, с практикой ком­мунистического строительства.

л) Разъяснение учащимся того, что наука, развиваясь под влиянием материальных условий жизни, не только объясняет мир, но и служит его преобразованию на основе достоверного предвидения, достигаемого путем открытия законов развития природы и общества.

м) Ознакомление учащихся с историей и методами важней­ших научных открытий; показ при этом роли отечественных уче­ных и их приоритета.

н) Осуществление связи учебных предметов между собой в целях обеспечения целостности, систематичности и единства научных знаний, составляющих основу мировоззрения.

Все пятилетнее обучение химии надо направить к тому, что­бы в сознании учащихся постепенно сформировалось убеждение в правильности тех выводов, которые приведены ниже. Эти вы­воды необходимо постепенно синтезировать с теми, что делают­ся при изучении физики, биологии, истории, обществоведения и других предметов. Это расширит кругозор учащихся, по­может им составить себе общую картину взаимосвязи, взаи­мообусловленности и развития предметов и явлений природы. В конце обучения в XI классе надо свести воедино все основные мировоззренческие выводы из курса химии. Лучше всего это сделать лекционным путем. Ниже мы даем сводку всех основ­ных выводов, к которым надо постепенно привести учащихся, изучая химию, и которые надо целиком изложить в XI классе.

1. Вне и независимо от сознания человека, задолго до возник­новения человека существовала и существует природа, тела ко­торой состоят из разнообразных веществ. Природа не была соз­дана богом, как утверждает религия, так как бога не суще­ствовало и не существует.

2. Вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов. Реальность существования атомов и молекул подтверждена на­блюдением, экспериментом и промышленностью.

3. В настоящее время известно 102 вида атомов, или, иначе химических элементов. Атомы находятся в беспрестанном дви­жении. Соединение и разъединение атомов (т. е. движение их) обусловливает существование молекул разнообразных веществ. Форма движения, благодаря которой возникают новые вещества, называется химической реакцией. Сущность химических реак­ций заключается в изменении состава и строения веществ. При­рода веществ определяется природой химических элементов, их образующих, составом веществ и их строением. 102 вида атомов, или химических элементов, образуют все многообразие -веществ открытых в природе и искусственно приготовленных человеком.

4. В химических соединениях атомы влияют друг на друга, вследствие чего молекулы нельзя рассматривать как сумму ато­мов. Это качественно новые образования. При химических реак­циях молекулы одних веществ превращаются в молекулы новых веществ. Все внешние изменения веществ являются следствием внутреннего движения составляющих их молекул и атомов. Превращения веществ подчиняются закону сохранения массы и энергии, открытому М. В. Ломоносовым.

5. Таким образом, атомно-молекулярное учение объясняло образование новых веществ естественными причинами. Атомно­молекулярное учение способствовало утверждению материали­стического понимания природы. По мысли Ф. Энгельса, мате­риализм был всегда связан с атомистикой.

6. Изучение химических превращений веществ послужило неоспоримым подтверждением достоверности законов всеобщей связи и обусловленности, закона развития предметов и явлений природы, закона перехода количества в качество и закона един­ства и борьбы противоположностей — основных законов диалек­тического материализма. Ф. Энгельс говорил: «Химию Мож­но назвать наукой о качественных изменениях тел, происходя­щих под влиянием изменения количественного состава... Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон — тело, определенно отличающееся своим запахом и действием от обык­новенного кислорода» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20, стр. 387).

7. Открытие великим русским химиком Д. И. Менделеевым периодической системы химических элементов послужило новым подтверждением законов материалистической диалектики: зако­на всеобщей связи, закона развития и закона перехода количе­ства в качество.

Д. И. Менделеев открыл, что свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений химических элементов на­ходятся в периодической зависимости от атомного веса элемен­тов (периодический закон). Периодический закон раскрыл общую связь между всеми химическими элементами и их соеди­нениями, а также изменение, развитие свойств элементов и их соединений в связи с возрастанием массы атомов. Периодиче­ская система, построенная на периодическом законе, объедини­ла в единое естественное целое все многообразие химических элементов и их соединений.

8. Периодическая система Д. И. Менделеева послужила основой открытия сложного строения атомов. Теория строения атомов показала, что атомы делимы. Атомы состоят из поло­жительно заряженного ядра и окружающих его электронов, расположенных вокруг ядра слоями и совершающих вокруг него движения по круговым и эллиптическим орбитам. Тем самым был нанесен сокрушительный удар по метафизическому представле­нию об атомах. Открытие сложного строения атомов составило новую эпоху в развитии химии и всего естествознания, принесло новое торжество диалектическому материализму, придав ему но­вую форму. «Разрушимость атома, неисчерпаемость его, измен­чивость всех форм материи и ее движения всегда были опорой диалектического материализма» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 14, стр. 268).

9. Теория строения атомов объяснила физический смысл химической связи атомов. При химических реакциях происходит перестройка главным образом внешних электронных слоев ато­мов, вследствие чего осуществляется разъединение или соединение их и образование при этом простых и сложных веществ. В том случае, когда часть электронов одних атомов переходит к другим атомам, образуются ионы. Положительные ионы притяги­ваются отрицательными. Так образуются соединения ионного ти­па. Это прочные соединения, с высокой температурой плавле­ния и кипения. В тех случаях, когда часть электронов поступает во взаимное обладание атомов, соединение их происходит за счет возникающих в отдельные моменты у отдельных атомов положительных и отрицательных зарядов. Так образуются соеди­нения атомного типа. Это, как правило, менее прочные соеди­нения, обладающие низкими температурами плавления и кипе­ния. Между этими крайними типами соединения атомов распо­лагаются промежуточные.

10. В свете теории строения стал понятным смысл взаимного влияния атомов в химических соединениях. Взаимное влияние атомов и радикалов есть следствие частичного изменения строе­ния атомов (изменения электронной плотности). Именно этим объясняется, почему молекулы кислорода и молекулы озона неодинаковы и почему неодинаковы атомы водорода в серо­водороде и в хлористом водороде. Вследствие того что при сое­динении атомов происходит некоторое изменение их строения, количественные изменения в составе или структуре молекул не­избежно вызывают их качественные изменения. Поэтому при­бавление или убавление количества атомов в молекулах или изменение строения молекул неизбежно ведет к качественным изменениям веществ.

11. Теория строения атомов показала, что внутренним содер­жанием количественных изменений в качественные является противоречивый характер атомов, наличие в них положитель­ного и отрицательного электричества и что «борьба» этих двух противоположных сторон и является сутью химических превращений веществ. Химические реакции противоречивы по своей природе: окисление происходит одновременно с восстановлением, диссоциация с молизацией, протекание реакции в одном направ­лении связано с одновременным протеканием другой реакции в другом направлении (обратимость реакций) и т. д. Противоречи­вой является и природа веществ, что обусловливается в конеч­ном счете противоречивой природой самих атомов, из которых образуются молекулы или кристаллы веществ. Так, при опре­деленных условиях отдельные кислоты могут проявлять себя как основания, а основания — как кислоты. Амфотерность является выражением единства кислотных и основных свойств. Окисли­тели при определенных условиях могут оказаться восстанови­телями, а восстановители — окислителями и т. д. Все зависит от условий существования и взаимодействия веществ. Значит, при­рода веществ изменчива. Тем самым получил замечательное подтверждение со стороны химии закон развития природы через противоречия и борьбу противоположностей.

12. Открытие естественной и искусственной радиоактивности показало, что атомы могут превращаться в другие атомы вслед­ствие происходящих при этом ядерных реакций. Открытие ядерных реакций, ведущих к превращению химических эле­ментов друг в друга, с новой силой подтвердило правильность того положения, что в мире нет неизменных веществ, что все предметы и явления мира подвержены изменению и раз­витию.

13. Открытие изотопов доказало, что для каждого вида ато­мов существуют разновидности. Изотопы — это разновидности атомов, обладающие одним и тем же зарядом ядра, но различ­ным массовым числом. Как показало изучение изотопов, мас­совое число не может изменяться беспредельно при сохранении того же заряда ядра, а лишь до определенного предела, за ко­торым происходит скачок и переход к другому виду химического элемента.

14. Периодическая система является выражением наших зна­ний о развитии химических элементов (т. е. атомов) от наибо­лее простых к наиболее сложным по своему строению и о зако­номерном периодическом изменении при этом свойств простых веществ, а также форм и свойств соединений химических эле­ментов. Наличие связи и переходов между химическими эле­ментами обусловливает наличие связи и переходов между фор­мами их соединений. Поэтому классы веществ не являются изо­лированными. Между различными классами неорганических и органических соединений существует глубокая связь и разли­чие, обусловливаемое природой химических элементов, количе­ством атомов, входящих в состав молекул, и строением этих мо­лекул. Каждый класс неорганических и органических соединении имеет общее с другими классами и свою специфику.

15. Как было сказано выше, успехи физики и химии послу­жили новому укреплению и развитию диалектического материа­лизма. Открыты разнообразные формы существования мате­рии— объективной реальности, действующей на наши органы чувств и вызывающей в нашем сознании ощущения. Это: а) про­тоны. нейтроны, электроны и другие частицы, которые неисчер­паемы по своей сложности, б) атомы, в) молекулы, г) ионы, д) вещества (изучено свыше 1,5 млн.), е) тела неорганической природы, ж) тела органической природы, з) небесные тела.

Все эти формы материи взаимно связаны, переходят друг в друга, находятся в родстве и образуют естественную (законо­мерную) систему природы:

а) Соединение протонов и нейтронов в ядре и ядра с элек­тронами приводит к образованию атомов. Атомы не равны сум­ме прогонов, нейтронов и электронов. Это качественно новая форма материи. По мере прибавления в ядре числа протонов и нейтронов скачкообразно увеличивается заряд ядра и масса атомов, возникают атомы новых видов, т. е. новые элементы. При естественной и искусственной радиоактивности атомы могут превращаться друг в друга.

б) По мере возрастания величины заряда ядер атомов воз­растает число окружающих ядра электронов и периодически из­меняется размещение их по слоям. Соединение атомов (проис­ходящее вследствие отдачи и приема электронов, образования разноименно заряженных ионов, их притяжения или возникаю­щее вследствие спаривания непарных электронов) приводит к образованию молекул. Молекулы не равны сумме составляющих их атомов. Благодаря взаимному влиянию атомов молекулы представляют собой качественно новые образования. Это новая форма материи. Прибавление или убавление числа атомов в молекулах или изменение их взаимосвязи приводит к образова­нию качественно новых молекул.

в) Ионы — новая форма материи, существующая в раство­рах и кристаллах.

г) В результате соединения молекул и ионов возникают ве­щества. Вещества несводимы к сумме молекул. Это качественно новые образования, свойства которых обусловливаются взаим­ной связью молекул, ионов.

д) Периодическое изменение строения электронных слоев, окружающих ядра атомов, вызывает периодическое изменение свойств простых веществ, валентности элементов, форм и свойств их соединений.

е) Все виды атомов (все элементы), простые вещества и хи­мические соединения взаимосвязаны и объединяются в стройную естественную систему — периодическую систему Д. И. Мен­делеева, раскрывающую не только связь элементов и их соеди­нений, но также развитие элементов от простых к сложным, периодическое изменение форм и свойств соединений элементов и на этой основе единство в их многообразии.

ж) Переход неорганических веществ в другие формы мате­рии— горные породы, минералы, а органических веществ, и прежде всего белка, в живые организмы и т. д. раскрывается другими науками: минералогией, геологией, биологией, физикой, астрономией.

Астрономия показала, что солнечная система, в том числе Земля, имеет свое возникновение и развитие. Геология доказа­ла, что земная кора также изменялась и имеет свою историю. Биология дала неопровержимые факты развития живых орга­низмов от простейших до человека. Физика открыла, что все виды энергии связаны и переходят друг в друга.

з) Таким образом, естествознание убедительно доказало, что природа существовала вечно, что это не скопище предметов и явлений, а одно великое целое, в котором предметы и явления находятся во взаимной связи и обусловленности, в изменении и движении, имеют свое возникновение и развитие. Тем самым оно принесло неопровержимые подтверждения диалектическому материализму — научному мировоззрению Коммунистической партии — и нанесло сокрушительный удар по идеализму и рели­гии— фантастическому, ненаучному отражению действительно­сти. В установлении диалектико-материалистического взгляда на природу русская наука сыграла выдающуюся роль.

16. Человек — часть природы. Воздействуя на вещества для. удовлетворения своих потребностей в пище, одежде, обуви, жи­лище и т. д., человек познает вещества. Материальные условия производства являются движущей силой развития наших зна­ний о веществах. Развитие производительных сил вызывает в конечном счете постановку новых вопросов перед исследовани­ем. Вместе с тем производство, эксперимент являются критери­ем истинности наших знаний о веществах. В ходе общественно­исторического развития нашего познания знания становятся все более глубокими, точными и правильными. Знания, хотя и име­ют исторически преходящий характер, отражают объек­тивную истину. Так, например, атомно-молекулярное учение претерпело за последние 60 лет большие изменения вследствие разработки теории строения атомов. На этой основе изменилось понимание периодического закона, химической связи элемен­тов, валентности и других вопросов химии. Но этим не поко­леблены общие представления об атомах и молекулах и о дви­жении их как сущности химических реакций. Наши знания ста­ли лишь более всесторонними и более глубокими.

17. Наука умножает власть человека над природой. Сейчас уже расщепляются атомы, создаются новые элементы, освобож­дается внутриядерная энергия. Познание законов природы по­зволяет человеку предвидеть новые явления, управлять процес­сами ее, направлять их в нужную для него сторону.

Успехи науки нацело опровергают измышления религии о бессилии человека перед природой и требуют полного освобож­дения человека от религиозных предрассудков.

Химия, возникшая из потребностей развития материального производства, сыграла выдающуюся роль в развитии производ­ства, культуры и быта. Сознательное применение достижений науки в труде и новых исследованиях способствует получению лучших результатов. Вот почему надо прочно овладевать осно­вами наук, чтобы успешно трудиться и овладевать новыми зна­ниями.

18. В капиталистических странах наука служит интересам буржуазии. В Советском Союзе наука служит трудящимся, слу­жит делу постепенного перехода страны от социализма к ком­мунизму.

Пользуясь растущими достижениями химии, в нашей стране под руководством Коммунистической партии советский народ осуществляет химизацию народного хозяйства, т. е. строитель­ство химической промышленности, внедрение химических мето­дов в обработку материалов и использование различных про­дуктов химической индустрии во всех отраслях производ­ства. Химизация страны является одним из решающих направ­лений в создании материально-технической базы коммунисти­ческого общества. За годы Советской власти в нашей стране построена мощная химическая индустрия, которая развивается дальше на основе выполнения решений майского (1958 г.) Пле­нума ЦК КПСС, решений XXII съезда, новой Программы КПСС.