Что и как делать, чтобы воспитать любовь и уважение к науке и труду, мы показали выше при изложении вопросов со­держания, организации и методов классной и внеклассной ра­боты, оборудования кабинета, изучения типических вопросов курса химии. Поэтому, чтобы не повторяться, мы попытаемся здесь обобщить все сказанное выше в ряде общих принципов и правил, которые следует соблюдать, чтобы успешно воспиты­вать учащихся. При этом будем помнить, что ведущим и все­проникающим принципом воспитания должно быть обучение, отвечающее требованию связи обучения с жизнью, с производ­ством, с практикой коммунистического строительства, с трудом учащихся. Принципы и правила, сформулированные ниже, рас­крывают и объясняют, как осуществить в обучении этот веду­щий принцип воспитания.

Воспитать у школьников любовь к химии, желание заниматься ею, любовь и уважение к труду, соблюдение строжайшей дисциплины в труде, современной культуры труда и коммуни­стического отношения к нему можно только в труде, организо­ванном соответствующим образом. Эта организация характери­зуется следующими чертами:

а) систематическое возбуждение и поддержание устойчиво­го интереса к занятиям химией;

б) понимание учащимися общественно-политического значе­ния всех видов труда по химии, выполняемых ими, и научное осмысление его содержания и приемов;

в) широкое вовлечение в учебную работу по химии мате­риала производства, труда советских людей, практики комму­нистического строительства, чтобы связывать обучение с жизнью, учить применению знаний, предупреждать абстракт­ность в знаниях учащихся;

г) вовлечение учащихся в посильный (по объему и качеству) учебный труд, чтобы они всегда испытывали трудности, но пре­одолимые, преодоление которых поэтому вызывает удовлетворение, обогащение знаниями и приемами работы;

д) всемерное развитие самостоятельности и активности учащихся во всех коллективных работах учителя с классом;

е) всемерное развитие индивидуальных, самостоятельных творческих работ учащихся (наблюдения в производстве, прак­тические занятия в лаборатории, конструирование, моделирование, решение задач, подготовка рефератов и докладов и т. д.), выделяя для этого не менее 30% учебного времени;

ж) образцовый показ учителем всех видов и операций тру­да (работы с книгой, наблюдения, постановки опытов, решения задач и т. д.) с соблюдением требований современной культуры труда. предупреждение и исправление ошибок, систематическое упражнение в правильном выполнении всех операций труда;

з) повседневное и неуклонное требование своевременного, точного, культурного и творческого выполнения заданий при соблюдении учителем посильности их для учащихся;

и) создание в каждом классе общественного мнения коллек­тива учащихся относительно необходимости, своевременности, точности и дисциплины всех видов труда, поручаемых учителем; обсуждение в классах всех крупных и часто повторяющихся мелких фактов недисциплинированности, неправильного отно­шения к труду и общественной собственности; систематическое вовлечение коллектива учащихся в работу по воспитанию у его членов любви и уважения к труду;

к) доставление учащимся радости в труде путем благожела­тельной и справедливой оценки, умелой похвалы и других спо­собов поощрения.

Особенно большое внимание следует уделить воспитанию интереса учащихся к занятиям по химии, так как это ключ к формированию любви к химической науке и склонности зани­маться ею.

Для решения этой задачи у преподавателя химии много средств. Необходимо постоянно изучать своих учеников, учиты­вать их познавательный опыт и развитие и опираться на них при освещении нового материала. Учителю надо научиться ярко ставить перед учащимися новые проблемы и сосредоточивать мысли на разрешении их. При сообщении новых знаний следует применять разнообразные методы и прежде всего эксперимент. Знания по каждому новому вопросу должны быть осознаны учащимися и прочно запечатлены в памяти. Этому содействует решение задач, которые полезно применять возможно чаще и не только в письменной, но и в экспериментальной форме. Но что­бы заинтересовать учащихся, задачи должны быть посильными (в меру трудными и в меру легкими). Интерес к химии возбуж­дается и поддерживается периодической организацией лабора­торных опытов, работы с раздаточным материалом, зарисовок приборов, конструирования приборов и пр. Самостоятель­ные работы необходимо варьировать в зависимости от того, ка­кому ученику и когда они даются. Индивидуальный подход к учащимся — непременное условие возбуждения и поддержания интереса к предмету.

Развитию интереса к химии содействует тесная связь препо­давания с жизнью. Чем убедительнее и конкретнее показывает­ся роль химии для развития промышленности, сельского хозяй­ства, строительства, транспорта и для улучшения быта, тем выше поднимается значение химии в глазах учащихся и силь­нее возбуждается интерес к ней.

В процессе преподавания учитель выбирает несколько уча­щихся, особо интересующихся химическими опытами. Нужно предоставить возможность таким ученикам вести самостоятель­ную экспериментальную работу в школьном химическом круж­ке. Закрепив интерес к экспериментальной химии, целесообраз­но дополнить его наблюдениями и работой на производстве, чтением научно-популярных книг, составлением докладов по вопросам теоретической и технической химии, постановкой опы­тов на пришкольном участке и т. д., развивая и углубляя таким образом интерес учащихся к химической науке. Если у несколь­ких учеников, оканчивающих школу, будут возбуждены интерес и любовь к химии как к делу своей жизни, то можно сказать, что учитель достиг серьезного успеха.

Правильно поступают те учителя, которые требуют переде­лать опыт, переписать отчет и перерисовать прибор, пока уче­ники не сделают это правильно; по нескольку раз подряд спра­шивают учащихся, пока они не выучат пройденное и не научатся работать систематически; вовремя помогают ученикам, когда они действительно затрудняются в овладении новым материа­лом; своевременно предлагают выполнять индивидуальные за­дания, если в знаниях обнаруживаются существенные пробелы; требуют правдивого, честного и самокритичного ответа, не боясь плохой отметки за знания или поведение; организуют взаимо­помощь учеников в учебной работе.

Учитель должен образцово выполнять свои обязанности, что­бы служить примером для учащихся: приходить на уроки всег­да хорошо подготовившись; красиво и правильно демонстриро­вать опыты; проверять контрольные работы к следующему занятию; быть ровным в обращении со всеми учащимися; искренне радоваться успехам учеников; быть им лучшим стар­шим другом; спокойно анализировать упущения учащихся; всег­да выполнять обещания и никогда не давать такие, которые вы­полнить не удастся; самокритично оценивать свою работу и свои поступки.

На основе правильного трудового воспитания у учащихся формируется поведение, отвечающее требованиям коммунисти­ческой нравственности.

Если систематически проводить самостоятельные наблюде­ния, демонстрационные и лабораторные опыты, требовать от учащихся описания и зарисовки их, анализа данных наблюде­ний и выводов, то в процессе такого преподавания химии у уча­щихся будет развиваться внимание, наблюдательность, научное мышление. Если изложение нового материала учителем будет всегда служить образцом определенного, последовательного и доказательного рассуждения и учитель будет обращать внимание учащихся на то, как надо рассуждать и обосновывать свои суж­дения, то учащиеся будут при этом учиться логичному умоза­ключению и рассуждению, приводить убедительные доказатель­ства своим мыслям.

Если периодически учащиеся будут ставиться в положение исследователя, самостоятельно выдвигать гипотезы, обосновы­вать их и проверять гипотезы экспериментом, то в дополнение к отмеченным выше особенностям при этом будут развиваться пытливость, активный подход к явлениям природы, творческое воображение.

Разумеется, эти условия успешного воспитания и обучения должны соблюдаться учителем химии.