Преподавание химии, как и других учебных предметов, вно­сит свой вклад в дело всестороннего развития учащихся.

Под развитием учеников нашей советской школы следует понимать такое изменение сторон и свойств личности учащихся, которое позволяет им все полнее, глубже и правильнее позна­вать и понимать мир, полноценнее жить и трудиться, активно участвовать в построении коммунизма. Другими словами, под развитием советских школьников мы понимаем:

а) совершенствование познавательных процессов и приемов умственной деятельности у учащихся: внимания, восприятия, представления, воображения, памяти, мышления (анализа и синтеза, отвлечения и обобщения, сравнения, умозаключения и обоснования);

б) формирование умения учиться, жить и трудиться по-коммунистически;

в) все более активное и совершенное использование в уче­нии, жизни и общественно полезном труде системы знаний о природе, обществе и производстве, а также системы приемов, методов и форм познания и труда, усвоенных учащимися в предшествовавшем обучении;

г) превращение научных знаний и общественно-трудового опыта в убеждение и мировоззрение, определяющие поведение учащихся;

д) совершенствование потребностей, физической культуры и здоровья учащихся, их чувств и воли, способностей и даро­ваний.

Обучение, построенное на базе марксизма-ленинизма, разви­вает учащихся в духе коммунистической нравственности.

Из приведенного определения развития учащихся видно, что материальная (содержание) и формальная (приемы умственной деятельности и т. д.) стороны развития рассматриваются в не­разрывном единстве.

Однако обучение не единственная причина развития. Разви­тие происходит также под воздействием семьи, труда в семье, радио, кино, театра, спорта, самостоятельного чтения, домаш­них музыкальных занятий, коллектива учащихся и т. д. Но эф­фект, получаемый под воздействием упомянутых выше обстоя­тельств жизни, оказывается несравненно менее значительным, чем под воздействием обучения.

Обучение является решающим фактором развития учащихся потому, что развитие происходит только в деятельности, а уче­ние, соединенное с трудом,— это основной, систематический, планомерный, самый многообразный и богатый по содержанию и формам вид деятельности молодого поколения в нашей стране.

В том, что обучение является действительно решающей при­чиной развития, нас убеждает история школьного образования с древнейших времен и до настоящего времени.

Школа вносит резкое изменение в развитие детей. Большого продвижения в развитии достигают дети, окончившие восьми­летнюю и тем более среднюю школу по сравнению с развитием тех детей, которые их не окончили. Именно потому, что обуче­ние тянет за собой и общее развитие подрастающего поколения, царское правительство не давало образования народу, чтобы легче было держать его в подчинении. И как раз потому, что обучение не только дает знания, но и вызывает развитие твор­ческих сил и способностей людей, Коммунистическая партия и Советское правительство провозгласили и осуществляют тре­бование всеобщего обучения народа.

Таким образом, между процессом усвоения знаний, умений и навыков, с одной стороны, и развитием учащихся, с другой стороны, существует закономерная связь, которую мы называем законом развития учащихся в процессе обучения. Этот закон можно сформулировать следующим образом: развитие уча­щихся находится в причинной зависимости от характера обучения и вызываемой им учебной и трудовой деятельности учащихся.

Рассмотрим условия, при которых действует закономерная связь между обучением и развитием учащихся.

1. Превращение знания в метод, прием приоб­ретения новых знаний, а метода — в знание. Зна­ния на одной ступени обучения являются его предметом, а на другой ступени обучения становятся основой и методом усвое­ния новых знаний. Знания переходят в метод, а метод —в знания.

Обогащение знаниями, умениями и навыками вызывает у учащихся учебную деятельность, которая заключается в их вос­приятии, осмыслении, словесном выражении, закреплении и применении. При этом мобилизуются, используются, упражня­ются и укрепляются познавательные силы учащихся: наблюда­тельность, представление, воображение, память, мышление, речь, расширяются умственный кругозор и практическая дея­тельность учеников. Если эти знания превращаются в метод для получения новых знаний, то происходит известное, пусть не­большое продвижение в развитии учащихся.

Переход знания в метод оказывает известное влияние на раз­витие учащихся, потому что знания, перешедшие в метод, со­ставляют уже какой-то прием, черту мышления и практического действия учащихся и, следовательно, входят составным элемен­том в развитие учеников, а возникновение этой черты затем благотворно сказывается на обогащении учащихся новыми зна­ниями.

Чтобы создавать и приводить в действие это условие, учи­телю надо взять за правило каждое новое знание в последую­щем обучении применять для приобретения новых знаний, осо­бенно в жизни, в труде. При соблюдении этого правила все знания станут личным действенным достоянием учащихся. Из всей совокупности знаний, умений и навыков, которые даны учи­телем, основой развития могут послужить лишь те, которые действительно усвоены, которые стали своими, стали личным достоянием, орудием мышления и практической деятельности учащихся. Не всякое воздействие может служить основой раз­вития, а лишь такое, которое стало элементом творческой учеб­ной деятельности учеников. Все, что характеризует развитие, достигается лишь путем самостоятельной, активной деятельно­сти учащихся.

2. Передача учащимся знаний, для усвоения которых требуется уровень развития, значи­тельно превышающий уже достигнутый, но ус­воение которых представляет преодолимую для учащихся трудность. Это важное условие впервые сфор­мулировано А. С. Выготским в работе «Речь и мышление», но, к сожалению, он не развил его. Более подробно это условие в общем психологическом плане было рассмотрено Г. С. Костюком.

Ниже мы попытаемся развить его в методическом плане, ис­пользуя свои наблюдения в области обучения химии.

Количественный рост знаний одного и того же порядка (ка­чества) даже при переходе их в метод вносит небольшое про­движение в развитие учеников. Закрепляя достигнутый уровень развития и несколько продвигая его, он не обеспечивает, одна­ко, серьезного качественного изменения в развитии учащихся. Происходит изощрение отдельных свойств личности учеников, стимулируемое количеством однопорядковых элементов обуче­ния. Растет объем памяти, все более и более автоматизируются одни и те же приемы анализа и синтеза, одни и те же умения и навыки и т. д. Происходит главным образом переход достигну­того качества развития в количество, но не происходит серьез­ных качественных изменений в развитии познавательных про­цессов и свойств личности учащихся. Так, например, больших количественных изменений в развитии не происходит при изуче­нии в курсе химии одного за другим веществ, если это изучение совершается на одной и той же теоретической основе, например на базе атомно-молекулярного учения.

Вместе с тем этот процесс очень важен, так как он при­водит к образованию той прочной основы, на которой только и можно сделать следующий большой шаг, скачок в развитии учащихся.

Но, как только сообщаются качественно новые сведения большого научного значения, наблюдается скачок в развитии уче­ников. Так, например, заметное развитие учащихся происходит, когда после некоторого периода эмпирического изучения химии в VII классе изучается атомно-молекулярное учение, в IX клас­се — периодический закон, периодическая система элементов, строение атомов и ионная теория, в XI классе — теория химиче­ского строения А. М. Бутлерова. Подобно тому как в развитии науки эти научные открытия сыграли выдающуюся роль, так и в развитии учащихся они имеют большое значение.

При сообщении качественно новых знаний большого научно­го значения развитие происходит потому, что усвоение этих зна­ний требует уже нового уровня развития. Достигнутый ранее уровень развития теперь уже не отвечает возникшим потребно­стям обучения. Возникает противоречие между тем уровнем развития, которое было достигнуто ранее, и теми требованиями, которые предъявляются к нему усвоением новых знаний. Это противоречие вызывает изменение в характере учебной деятель­ности, в отправлении различных психических функций, в системе знаний, кругозоре учащихся и т. д. Учащиеся при надлежащем руководстве со стороны учителя, построив свою деятельность по-новому, справляются с возникшими трудностями и усваива­ют принципиально новый материал, затем применяют его в процессе длительного изучения химии. Начинается новый этап в развитии учащихся.

В преподавании химии можно ежегодно наблюдать, как при изучении периодического закона, теории строения атомов и ионной теории и особенно после изучения их, когда ученики применяют эти теоретические знания как метод дальнейшего изучения химических элементов, происходит заметный скачок в развитии учащихся.

Мышление учащихся, базировавшееся ранее на применении атомно-молекулярных воззрений, существенно перестраи­вается при ознакомлении с периодическим законом, теорией строения атома и ионной теорией. Мысли о неизменности ато­мов заменяются мыслями о необычайной сложности и делимо­сти атомов при определенных условиях. Вводится понятие о периодическом изменении свойств простых веществ, а также форм и свойств их химических соединений в зависимости от заряда ядра атомов химических элементов. Изменяется понятие о сущности химических реакций, об окислительно-восстанови­тельных реакциях, о реакциях обмена, о состарь молекул, о ти­пах химических соединений и т. д. Подобно тому как в истории науки открытие периодического закона, сложного строения ато­мов и использование этой теории для понимания изменения свойств элементов и их соединений и для объяснения химиче­ских процессов привело к углублению и перестройке всех по­нятий химии, потянуло развитие мышления на новую, более вы­сокую ступень, так и ознакомление учащихся с периодическим законом, с теорией строения атома и ионной теорией вызывает углубление и перестройку ранее усвоенных понятий, вооружает учеников новыми приемами мышления, поднимает развитие уча­щихся на новую, более высокую ступень, если, конечно, учитель прилагает к этому свои усилия.

Вместе с мышлением развивается и речь учащихся. Она обогащается новыми терминами и фразами. Перестраивается и «химический язык» учеников. От молекулярных формул и урав­нений учащиеся переходят к применению ионных и электрон­ных формул и уравнений химических реакций.

Успехи в развитии мышления и языка учащихся вносят су­щественные изменения в их представления. Модели атомов, при­меняемые для наглядного изображения их структуры, помогают ученикам представить картину образования различных типов молекул. Эти представления создаются путем творческого ис­пользования новых знаний, т. е. с помощью конструктивного воображения, что содействует развитию последнего.

Введение новых принципов в мышление учащихся вносит большое своеобразие и в процессы восприятия и запоми­нания химических фактов. Теперь в процессы восприятия хи­мических реакций включаются мысли о движении электронов и образовании вследствие этого сил сцепления атомов и ионов в молекулы; химические элементы и их соединения восприни­маются со структурной стороны и т. д. Запоминание форм и свойств соединений базируется теперь на периодическом законе и периодической системе.

Изучение периодического закона и строения атомов обога­щает учащихся идеями взаимной связи и развития химических элементов, т. е. оказывает большое влияние на формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Изменения в характере деятельности учащихся, начавшиеся при усвоении принципиально нового материала, не сразу обра­зуют новые элементы в развитии учащихся. Чтобы стать состав­ной частью развития, новые элементы и формы деятельности должны быть многократно повторены и превратиться в автома­тически употребляемые умственные действия, знания и свойства личности учащихся. Этому способствуют усилия учителя по превращению знаний в основу и метод дальнейшего познания, метода — в средство приобретения новых знаний, знаний — в умение и навык.

После изучения темы «Периодический закон и строение ве­щества» знание периодического закона, теории строения атомов и ионной теории становится основой, принципом, методом изу­чения химии элементов и свойств отдельных веществ. Опираясь на периодический закон и теорию строения атомов, учащиеся имеют возможность предвидеть формы соединений изучаемых химических элементов, а также их свойства. Это производится путем дедукции и синтеза. В последующем экспериментальном изучении веществ учащиеся убеждаются в правильности пред­положений и, следовательно, в плодотворности теоретического метода в области химии. Тут знание переходит в метод, а метод ведет к более быстрому и творческому приобретению новых знаний. Облегчается также запоминание новых фактов, так как, схваченные новыми теоретическими представлениями и цемен­тируясь ими, они теперь не представляют собой груду разроз­ненных материалов, а объединяются в стройную систему хими­ческих сведений. На эту сторону усвоения химических знаний еше в 1872 г. обратил внимание Д. И. Менделеев. Образовав­шаяся новая системность в деятельности коры головного мозга облегчает запоминание и способствует более быстрому форми­рованию прочных и осмысленных знаний.

3. Привитие учащимся новых практических умений и навыков, в доступной мере превышаю­щих достигнутый уровень развития. Столь же важным условием развития учащихся в процессе обучения, как и переход знаний в метод и метода в знание, является воору­жение учащихся новыми практическими навыками, как напри­мер навыками наблюдения, измерения, вычисления, эксперимен­тирования и т. д.

В приемы и навыки работы превращаются знания, когда они применяются в практических целях как способ приобретения новых знаний.

Новые методы, приемы, практические действия и навыки со­ставляют новые элементы в деятельности учащихся, что после закрепления в процессе практического использования становит­ся определенной чертой, свойством личности учащегося.

Так, например, ознакомление учащихся с новыми мерами веса (грамм-атом и грамм-молекула) и с объемом грамм-молеку­лы пара или газа при нормальных условиях открывает возмож­ность обучения учащихся новым приемам стехиометрических расчетов по формулам и уравнениям реакций и применения этих приемов при решении задач.

Эти новые приемы образуются в результате преодоления противоречия между тем, как до сих пор проводились стехиометрические расчеты, и тем, как могут они производиться с применением понятий «грамм-атом», «грамм-молекула» и «объ­ем грамм-молекулы пара или газа при нормальных условиях». Разрешение этого противоречия ведет учащихся вперед к изме­нению характера деятельности, к возникновению в ней нового приема. Использование этого приема при решении задач по­степенно включается в качестве нового элемента в развитие учащихся.

Вооружение учащихся новыми практическими действиями и навыками происходит наиболее успешно, если в преподавании создаются следующие частные условия: а) отчетливый показ но­вых действий; б) объяснение их сущности, назначения и прие­мов выполнения; в) предупреждение ошибок, подстерегающих учащихся при выполнении действий; г) нарочитые упражнения в выполнении действий с разбором допущенных ошибок и достижение при этом автоматического выполнения их; д) приме­нение образовавшегося навыка в различных учебных и жизнен­ных ситуациях.

4. Использование развития, достигнутого по другим предметам, при изучении химии. Для об­щего развития учащихся очень важно, чтобы элементы в раз­витии, достигнутые по родственным предметам, использовались при изучении данного предмета.

Наблюдение процесса обучения по химии показывает, что без активного вмешательства учителя только отдельные учащиеся переносят в работу по химии приемы восприятия и наблюде­ния, анализа и синтеза, отвлечения и обобщения, рассуждения и умозаключения, объяснения и практического действия, при­обретенные на занятиях по математике, физике, экономической географии, биологии, истории и т. д. Даже такие сведения и навыки, как определение удельного веса тел, плотности газов и паров, точек кипения, замерзания и воспламенения веществ, ученики с трудом используют при изучении химии. Приступая к изложению ионной теории, они часто спрашивают: «Как рас­сказать об ионной теории, как учим по химии или как — по физике?» Когда обращаешь внимание на то, что наука едина и существует одна ионная теория и что следует изложить ее так, чтобы вся совокупность физических и химических знаний была бы при этом использована, учащиеся становятся в тупик. Не удается этот перенос главным образом потому, что новое содер­жание всегда вносит изменения в характер деятельности. Нужно образовать некоторые новые связи, чтобы и в новой области возникла уже изведанная системность в работе ученика. Нужны, кроме того, упражнения в таком переносе, общая установка на перенос достигнутого из одной области в другую, уверенность в том, что это можно сделать успешно. Эта установка и уверен­ность приобретаются воспитанием и внедряются сознательным применением учителем того, что достигнуто на уроках других предметов. Стоит только систематически требовать от учащихся применения на уроках химии знаний, приобретенных на заня­тиях по физике и математике, помогать ученикам в этом при­менении и поощрять их за это, как дело постепенно налажи­вается и дает хорошие результаты. Переносу надо учить. Тогда с каждым разом он происходит легче, быстрее и постепенно превращается в необходимость. А это уже показатель успеш­ного развития учащихся.

Сейчас особенно остро встает вопрос о переносе на занятия по химии знаний, умений и навыков, приобретаемых по общетехническим и специальным предметам, в общественно полез­ном труде, и наоборот.

5. Применение индивидуального подхода при коллективном обучении. Учитель обучает сразу весь класс. Однако применяемый им подход к обучению всего клас­са не может планироваться и осуществляться с расчетом только на среднего ученика. Эффективность обучения будет тем значи­тельнее, чем лучше в организации самостоятельной работы, по­вторении и закреплении, в задавании уроков на дом учитель будет учитывать индивидуальные особенности учащихся и со­действовать их развитию.

Индивидуальный подход осуществляется так, что каждый слабый, средний и сильный ученик получает по химии достаточ­но трудные, но посильные для выполнения задания, включаю­щие все новые и новые виды деятельности.

Индивидуальный подход обеспечивает постепенный подъем слабою ученика до уровня среднего, среднего — до уровня от­личного, а у сильного настолько развивает интерес и способ­ность заниматься химией, что он на всю жизнь может посвятить себя этой науке и достигнуть здесь больших результатов.

6. Соединение обучения с производительным трудом. Важнейшей составной частью общественно полезно­го труда является труд, создающий материальные ценности, т. е. производительный труд. Производительный труд лежит в основе всей нашей жизни. Он является главным образом физи­ческим трудом, хотя по мере технического прогресса доля ум­ственного труда в нем повышается. Чем ближе к коммунизму, тем больше будут стираться существенные различия между умственным и физическим трудом, а люди, научившись сочетать умственный труд с физическим, приобретут всестороннее развитие.

Обучение содействует развитию умственных способностей учащихся. Производительный труд в современном производстве также содействует умственному развитию, но спецификой воз­действия его на учащихся является развитие физических сил и навыков труда. Включение учеников в процесс труда, в систе­му социалистических производственных отношений имеет ог­ромное воспитательное значение. Обучение, оторванное от про­изводительного труда, не может обеспечить всестороннего раз­вития учеников.

По мысли К. Маркса и В. И. Ленина, соединение обучения с производительным трудом является методом всестороннего развития учащихся, подготовки их к разнообразным видам практической деятельности, способом поднятия и производи­тельного труда и обучения на уровень современного науч­ного знания и техники. Вот почему в нашей школе осущест­вляется соединение обучения с производительным трудом уча­щихся.

Передовые учителя химии включают общественно полезные дела, в том числе и элементы производительного труда, в изуче­ние основ наук, связывая разъяснение научной сущности труда с выполнением трудовых заданий,— опытническая работа по применению удобрений, проведению борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, применению герби­цидов и т. д. Они связывают преподавание химии с подготовкой учащихся к труду и обобщением их трудового опыта, приобре­таемого во время производственной практики на предприятиях, в колхозах и совхозах. Эго имеет большое значение для посте­пенного развития учащихся.

7. Коммунистическая идейность. Чтобы развитие учащихся шло в коммунистическом направлении, необходимо, как этого требует В. И. Ленин, обеспечить коммунистическую идейность и партийность в преподавании основ науки. Согласно этому требованию факты и теории, изучаемые в школе, получа­ют партийную оценку и диалектико-материалистическое истол­кование. Учащиеся знакомятся с задачами коммунистического строительства и с теми способами и средствами, которыми они разрешаются. Учащимся раскрывается руководящая, органи­зующая и направляющая роль Коммунистической партии и Советского правительства в борьбе народа за коммунизм. Они знакомятся с успехами коммунистического строительства и с теми задачами, которые предстоит решать. Научные сведения учитель дает учащимся с большевистской страстностью, убеж­денностью и доказательно. Обращение к законам общественного развития, на использовании которых происходит построение коммунизма, является лучшим способом убеждения и доказа­тельства.

Систематическое и планомерное применение коммунистиче­ской идейности в процессе преподавания вызывает формирова­ние коммунистических взглядов и убеждений, коммунистическо­го мировоззрения и поведения, т. е. коммунистических черт лич­ности учащихся.

8. Формирование умения учиться. К. Д. Ушинский правильно отмечал, что успех в учении определяется наличием у учащихся умения учиться. Это умение заключается в рацио­нальной организации процесса учения, в быстром и правильном применении при усвоении нового материала действительно не­обходимых умственных и практических действий, в быстром привлечении в каждом случае действительно необходимых зна­ний из предшествующего познавательного опыта, в пользовании рациональными приемами закрепления учебного материала в памяти и в применении его для решения жизненно важных во­просов. Разумеется, умение учиться вырабатывается в практике учения. Важными средствами для этого являются правильная организация преподавания, т. е. применение в процессе его разнообразных методов и форм обучения, вооружающих уче­ников рациональными методами и приемами усвоения знаний и навыков в выработке правильных методов и приемов усвое­ния знаний, умений и навыков.

Мы не имеем возможности изложить все те условия, которые определяют успешное развитие учащихся в процессе обучения. Мы остановились на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных.

Следует отметить, что ни одно из указанных выше усло­вий, взятое в отдельности, не обеспечивает развития учащихся в процессе обучения. Успех происходит при систематическом применении всего указанного выше комплекса условий, так как между ними имеется взаимосвязь, каждое условие имеет специ­фическое действие и лишь система этих условий вызывает об­щий положительный результат в развитии учащихся.

Кроме условий, благоприятствующих развитию учащихся в процессе обучения, существуют условия, тормозящие это разви­тие. К этим условиям необходимо отнести: 1) использование только однопорядкового учебного материала при обучении или применение непомерно трудного или непомерно легкого мате­риала; 2) перегрузка учащихся учебным материалом, что при­водит к отсутствию четких дифференцировок, к непрочности и бессистемности знаний; 3) неоправданный догматизм в обуче­нии; 4) отсутствие переноса в преподавании и учении. Имеются и другие обстоятельства, тормозящие развитие учащихся. Разу­меется, их возникновение надо предупреждать при обучении учащихся.

Успехи в развитии учащихся, достигнутые в процессе обуче­ния на данной стадии, оказывают большое влияние на процесс последующего учения. Увеличивается объем знаний, усваивае­мый учащимся в единицу времени, ученики теперь овладевают более глубоким научным материалом, совершенствуются умения и навыки. Обучение, построенное согласно условиям, изложен­ным выше, приводит к дальнейшему развитию учащихся, к до­стижению нового уровня развития. Это составляет еще более расширенную основу для последующего, еще более успешного усвоения основ наук учащимися и т. д.

При правильном взаимодействии обучения и развития, в ко­тором определяющую роль играет обучение, происходит про­грессирующее усвоение знаний, умений и навыков и развитие учащихся.